Изучаем иностранные языки индивидуально
27.02.2008

ImageМногие считают, что индивидуальное изучение иностранного языка -- панацея от всех трудностей, связанных с изучением чужого наречия. Но частные уроки эффективны далеко не всегда. Как правильно выбрать преподавателя и выстроить свой график учебы, узнали "Деньги".

Ярые индивидуалисты

Главный плюс "индивидуалки" -- программа, разработанная с учетом целей и особенностей обучаемого, и возможность тратить на одну тему столько времени, сколько нужно. Пожертвовать же придется общением с другими мучениками науки и такой составляющей мотивации, как конкуренция. В остальном же "частником" быть куда удобнее -- к персоне студента приковано все внимание преподавателя. Главное -- правильно выбрать репетитора, иначе можно навсегда отбить у себя охоту к изучению языков.

Студентка Киевского института международных отношений Ирина Гладюк рассказывает, что репетитор развил у нее стойкое отвращение к английскому. "Всем своим видом он показывал мне, какое я ничтожество, и постоянно повторял фразы вроде "Не может быть. Вы что, и этого не знаете?" -- вспоминает она. После трех месяцев занятий от случая к случаю Ирина поняла, что воз и ныне там, и затею эту бросила. "Сейчас хочу пойти на курсы, но пугает ощущение, что я ничего не знаю… Хотелось бы, чтобы преподаватель как-то иначе это подавал", -- говорит она. Развитие у студента чувства неполноценности -- одна из главных ошибок "преподов". К сожалению, некоторые учителя этим грешат. Сами преподаватели со своей стороны говорят, что "школяру" необходимо немного усмирить свою гордость и позволить чему-то себя научить. "У меня был студент, который ни за что не хотел признавать свои ошибки и никогда не верил мне на слово, требуя доказательств каждого моего слова", -- рассказывает преподаватель французского Анна Шмеленко. По ее словам, на доказывание уходило так много времени, что на изучение языка его просто не оставалось. "Мне пришлось просто прекратить занятия", -- вздыхает Анна. Сейчас она уверена: лучший ученик -- тот, который готов учиться, а значит, ошибаться. В свою очередь учитель, по ее мнению, должен терпеливо исправлять ошибки, не делая из этого проблемы.

Поисковик для "препода"

Найти преподавателя проще всего через Интернет. Есть сайты, которые полностью посвящены индивидуальным занятиям -- там можно найти контакты и резюме преподавателей. Правда, такой способ поиска не всегда надежен. "В Интернете очень много предложений от студентов первых--вторых курсов, у которых очень лояльные цены -- $5--7 за урок английского (стоимость занятий с опытными преподавателями см. в таблице "Почем "индивидуалка"?). Но, как показал мой опыт, зачастую они не очень опытные преподаватели", -- делится соображениями Юлия, финансовый консультант.

Можно искать и через более надежные источники -- к примеру, через знакомых. С самого начала нужно обратить внимание на опыт преподавателя: лучше, чтобы иностранный для него был "рабочим" на протяжении многих лет. Также желательно, чтобы у репетитора был опыт практики за границей. Безусловно, чем больше всяких плюсиков в резюме учителя, тем больше денег придется отдать за занятия с ним. Маститые учителя распространенных европейских языков обычно просят не менее $15 за урок.

Подобрать себе репетитора можно и через языковой центр. Искать их нужно по такому же принципу, как и преподавателей-"одиночек": Сеть, друзья, коллеги... Стоимость учебы у учителей от языковых центров -- $15--20 за урок.

Специалисты НЦ "Освіта без кордонів советуют: "Если предварительно Вы хотите познакомиться не только с общей методикой работы центра, но и с конкретным преподавателем, который будет учить именно Вас -- обратитесь туда, где Вам предлагают первую пробную бесплатную пару".

Друг, товарищ и брат

Главное, на что нужно обратить внимание при выборе преподавателя, -- чисто человеческий фактор, или "контакт". Ведь студенту предстоит общаться с ним тет-а-тет несколько раз в неделю, и при отсутствии симпатии к учителю желание осваивать иностранный быстро сойдет на нет. Если же контакт есть, то уроки будут проходить легко и интересно. "Для меня уроки английского были своеобразным антистрессом после рабочего дня", -- рассказывает Игорь, администратор банка. -- И почему-то веселее всего было заниматься грамматикой. Было сложно, но если получалось, у меня это вызывало такой всплеск эмоций, что все рабочие неприятности забывались в тот же момент".

Как же сразу распознать плохого, или, скажем, "неподходящего" преподавателя? Во-первых, и это очевидно, он плохо говорит на иностранном языке. "Стоит понимать, что ученик во многом будет говорить так же, как и его учитель", --рассказывает менеджер языкового центра "Хельга" Оксана. Поэтому, по ее словам, важно, чтобы ученику нравилось, как звучит иностранный язык преподавателя. Если учитель работает через языковой центр, то, вероятно, он прошел многоуровневые проверки. Если же речь идет о частнопрактикующем "преподе", то для подстраховки можно обратиться к знакомым, которые хорошо говорят на том же языке, -- чтобы они побеседовали с репетитором и оценили его уровень. Уверенный в себе преподаватель спокойно отнесется к такому тесту. И само отношение, опять-таки, будет проверкой. Кроме того, стоит просмотреть "послужной список" учителя и позвонить его бывшим ученикам, попросив их рассказать о репетиторе.

Еще один признак плохого учителя -- он слишком много внимания уделяет собственной персоне. "Если человек все занятие болтает сам и не дает ученику вставить ни одного слова в этот монолог, рассказывает истории о себе любимом и так далее -- значит, дело плохо", -- предупреждает Оксана.

Третий очевидный признак не лучшего в мире преподавателя -- слишком сильный упор на одном аспекте, к примеру, на грамматических упражнениях. Юрист Ольга обратилась в языковой центр, чтобы продолжить изучать немецкий. "Поначалу мне нравилась преподаватель Светлана, -- вспоминает Ольга. -- Но каждое занятие мы занимались по одной и той же книге, которая была для меня очень простой". Девушка рассказывает, что рассказала Светлане о своих сомнениях, а именно о том, что в учебнике слишком мало новых для нее слов. Но учительница только отмахнулась, ответив, что материала хватает. "Тогда я поняла, что ей просто лень подыскать для меня хотя бы другую книжку", -- говорит Ольга. Вскоре девушка нашла другого преподавателя. Дабы не попасть к такому же репетитору, как Светлана, Ольга советует сразу выяснять, по каким источникам и в каком формате будут проходить занятия.

В НЦ "Освіта без кордонів" "Деньгам" порекомендовали по этому поводу: "Обратите внимание, как выбранный языковой центр подходит к подбору учебной литературы. Если все группы идут по какой-то одной стандартной серии учебников (пусть даже хорошей ) -- Вам это не даст ожидаемого результата".

Последний определяющий признак плохого "препода" -- заваливание ученика информацией, подчас совершенно лишней. "За три месяца занятий мы прошли всю грамматику, какая только есть в английском языке, и сделали миллион упражнений", -- говорит менеджер издательства Виктория. Она утверждает, что в итоге совершенно ничего не запомнила и говорить не начала. "Скорее всего, у такого преподавателя тоже есть проблемы с речью, поэтому он и делает упор на грамматику", -- считает Анна Шмеленко. Стоит попросить преподавателя составить примерный план занятий на месяц--два и проследить, чтобы в нем было не более 5--8 грамматических и лексических тем.

Неслучайное совпадение

Для того чтобы достичь наилучшего эффекта, нужно сразу же сообщить преподавателю о своих целях и сроках. "Одно дело, когда человек просто учит язык "для себя", а другое -- когда у него на носу экзамены или собеседование в посольстве", -- объясняет менеджер языкового центра Оксана. По ее словам, хороший преподаватель, как и менеджер центра, всегда спросит ученика о целях его учебы.

Для получения желаемого результата ученик должен четко определить сроки и, как ни банально это звучит, понять свои "надо" и "хочу". Например, если через три месяца студенту нужно ехать на стажировку и именно для этого он нанял себе репетитора, обязательно нужно оговорить это с учителем.

Важный вопрос -- где проводить занятия. Если учитель не прибегает к посредническим услугам языкового центра, то учиться придется либо у кого-то дома, либо в офисе. Недостатки такого подхода -- возможное отсутствие учебных материалов, мультимедийного оборудования (магнитофона, компьютера) и доски. "Разумеется, во многих случаях можно обойтись и без этого, но качество обучения может пострадать", -- говорит Алина Литовская, частный преподаватель итальянского языка. Алина убеждена: занятия в домашней обстановке менее эффективны, нежели те, что проводятся в специально оборудованных классах. "Мы воспринимает дом как место отдыха, а не работы, поэтому мозг автоматически расслабляется", -- добавляет она. Кроме того, занятия должны проходить там, куда ученику удобно добираться. Преодолевать препятствия в виде дорожных заторов можно месяц--два -- пока учебный пыл еще не угас. Потом они могут стать причиной для постоянных пропусков.

Урочный состав

Любые занятия языком должны включать несколько обязательных элементов. Это в первую очередь грамматика. Без нее не обойтись даже тем, кто учится исключительно разговорной речи. Анна Шмеленко утверждает, что можно запомнить огромное количество слов, но так и не научиться связывать их вместе. "Грамматика нужна, чтобы знать, как сказать то, что ты хочешь. И понять, что тебе говорят или пишут", -- объясняет Анна. Нужное "количество" грамматики зависит от уровня знаний ученика. Скажем, грамматические упражнения для новичка "съедают" 50--70% урока, а продвинутому студенту для них достаточно 10--15%.

Второй элемент -- увеличение словарного запаса путем чтения, выполнения словарных упражнений, составления предложений. Такой деятельности на каждом занятии должно уделяться не менее 10--15% времени. Кстати, желательно сразу уточнить у репетитора, как будет проходить работа над лексикой, и высказать свои пожелания.

Третья составляющая правильного обучения -- развитие разговорной речи, для которого необходимо постоянно беседовать на разные темы, утверждают сами преподаватели. "Главное -- сломать то, что мы называем языковым барьером, -- заверяет Алина Литовская. -- Чтобы человек не боялся сказать то, что он хочет, даже если грамматически это не совсем точно". По ее словам, у хорошего преподавателя "разговорка" занимает около 60--70% всего периода обучения. "Но это не пространные рассуждения на вольную тему, а решение четких языковых задач", -- добавляет она.

И еще один важный момент -- контроль. "В любом случае нужно следить за тем, чтобы вас контролировали", -- отмечает Анна Шмеленко. Причем проверки должны быть регулярными -- после каждой темы или блока тем. Дескать, иначе знания так и не закрепятся в памяти. Поэтому следует сразу спросить, какие методы контроля использует преподаватель и как часто он проводит ревизию знаний своего подопечного.

Ловушка для студента

Как уверяют опрошенные "Деньгами" специалисты, не стоит покупаться на обещания обучить любому языку быстро и навсегда. "Суперметоды" и "авторские разработки" сплошь и рядом оказываются полной профанацией. "Есть только один суперметод изучения языка, -- утверждает Алина Литовская. -- Это постоянная практика и упражнения. Все остальное -- шарлатанство". По ее словам, всю грамматику можно вложить ученику в голову за три месяца. Только вылетит она оттуда намного быстрее -- практически сразу. "Это как подготовка студентов к экзаменам: на день экзамена знаний хватает, а потом они немедленно выветриваются", -- объясняет Алина. Так что гнать лошадей не стоит, как и верить в сказки про пресловутую Илону Давыдову (кто не помнит -- еще в начале 90-х широко рекламировался метод обучения с помощью чудо-кассет имени этой дамы. -- Ред.). "Конечно, если изучаемый язык -- не первый иностранный, то дело пойдет намного быстрее, -- уточняет Анна Шмеленко. -- Но не зная ни особенностей студента, ни того, какой именно уровень ему нужен, обещать быстрый эффект нельзя".

Заграница нам поможет
Чтобы закрепить полученные на частных уроках знания, хорошо пройти "каникулярный" двух- или четырехнедельный курс на родине изучаемого языка. Стоит подобное мероприятие от $1500 за две недели, в эту сумму входит обучение и проживание. А вот на билет и "на жизнь" придется потратиться дополнительно, возможно, нужно будет выложить еще столько же. Чтобы получить от поездки максимум пользы, необходимо следовать двум условиям: общаться на "нужном" языке и не прогуливать занятия. Часто это оказывается не так уж просто. "Когда я приехала во Францию учить язык, оказалось, что все остальные знают его так же плохо, как я. И мы дружно переходили на английский, как только заканчивалось занятие", -- рассказывает экономист Ирина. Единственная польза от такой поездки -- новые друзья из разных стран мира. Для полного погружения специалисты советуют остановиться на время учебы в местной семье и не поддаваться соблазну общаться только с соотечественниками. Ведь так преодолеть языковой барьер уж точно не получится.

Почем «индивидуалка»?

Стоимость одного занятия с хорошим частным репетитором, $ за полтора часа

 

Популярные языки (английский, французский, итальянский, испанский, немецкий и т.д.)

Редкие языки (шведский, датский, голландский, греческий и т.д.)

Обычный курс

15--20

20--30

Специализированный курс (бизнес, право, наука)

20--30

25--35

Интенсивный

18--25

25--35

Средняя стоимость одного урока в группе -- $8--9, частные репетиторы обычно запрашивают $15--20 за занятие

За языком -- за линию границы

Елена Компанец, директор "Домар Тревел Эдьюкейшен":

-- Чтобы закрепить разговорные навыки, могу рекомендовать Executive Courses (Executive Programmes) -- курсы иностранных языков для бизнесменов, а также языковые тренинги для сотрудников компаний, специализированные программы для профессионалов в различных областях, программы для бизнес-элиты (государственных чиновников, топ-менеджеров, дипломатов, владельцев и директоров компаний). Их программа позволяет не только повысить уровень владения языком, но и развить навыки, необходимые в современном деловом мире для ведения переговоров, участия в деловых встречах. Преимущество обучения в Великобритании -- полное погружение в современную языковую среду. От занятий языком не будут отвлекать сиюминутные офисные проблемы.

Обычно занятые люди ограничены во времени обучения, поэтому мы предлагаем краткосрочные курсы (от двух недель). Подобные курсы предполагают небольшую группу (3--6 человек) и базируются на повышении языкового уровня, развитии беглости произношения, освоении необходимой бизнес-лексики и "прохождении" деловых ситуаций.

Диапазон цен на курсы для executives достаточно широк: цена зависит от содержания, интенсивности и продолжительности программы. Эксклюзивные индивидуальные программы с полным набором услуг могут стоить более $5 тыс. в неделю. Базовые программы обойдутся от $600 (20 уроков в группе из 4--6 человек) до $2,5 тыс. (35--40 уроков).

Один или с товарищами?

Ирина Наконечная, директор центра иностранных языков "Знаток":

-- Двумя наиболее распространенными способами изучения иностранного языка остаются занятия в группах и индивидуальные уроки. Каждый из этих способов хорош по-своему. Групповые занятия значительно дешевле индивидуальных, но это не значит, что они менее эффективны. Занятия в группе предоставляют возможность общения с количеством людей, равным количеству учеников в группе, но, к сожалению, ровно в столько же уменьшается количество внимания, уделяемого ученику преподавателем. Плюсом групповых занятий является также то, что они организовывают слушателей, так как проходят по зафиксированному графику в заранее определенное время. Но для людей занятых этот плюс может превратиться в минус, и тут на помощь придут индивидуальные уроки, которые, естественно, дороже. Стоимость индивидуальных занятий может варьироваться от $5 с преподавателем--студентом последних курсов, знаний которого может быть вполне достаточно для занятий с детьми и помощи им в подготовке домашних заданий, до $300 в случае, если вам нужна помощь в решении сложных лингво-коммуникативных задач. А критериями при выборе преподавателя могут послужить глубокие знания языка, опыт преподавания, умение объяснить материал и спланировать учебный процесс, а также умение найти общий язык с "подопечным" -- очень важный фактор. Поэтому сколько бы ни стоили уроки, они должны приносить пользу и удовольствие учащимся.

Полное погружение

 

Сергей Козак, руководитель отдела "Образование за рубежом", International House, Киев:

-- Во время пребывания за рубежом студенты полностью погружаются в языковую среду, а это позволяет перешагнуть через так называемый языковой барьер и начать общаться на иностранном языке более свободно. Краткосрочные программы дают возможность заниматься языком интенсивно, по 3--6 часов в день, что позволяет в короткий срок добиться хороших результатов. Большинству студентов подойдет общий курс языка, а для специалистов существуют курсы с профессиональным уклоном: деловой язык, язык для юриспруденции, журналистики и других сфер деятельности.

Длительность программы зависит от поставленной цели. Когда целью поездки является желание совместить приятное с полезным, то есть не только отдохнуть и осмотреть достопримечательности, но и поучиться, то оптимальной будет поездка на две--три недели во время отпуска. Двух--трехнедельные поездки также подойдут деловым людям, которым необходимо повысить уровень языка для работы. Во время летних школьных каникул можно отправить ребенка за рубеж на срок от двух до десяти недель -- в зависимости от самостоятельности самого ребенка. Тем же, кто рассчитывает получить академическое образование, рекомендуются долгосрочные программы продолжительностью от нескольких месяцев до года. В среднем стоимость двухнедельной языковой программы составляет около $2000, включая обучение, проживание, перелет, визу и страховку. Каждая последующая неделя обучения обойдется в $500--600.

Виктория Билицкая, директор тренинг-центра "Гудвил-Украина":
-- Перед выбором центра по обучению иностранным языкам необходимо в первую очередь задать вопрос самому себе: какие цели вы преследуете? Определив для себя ключевые понятия, вы сможете качественно оценить подаваемую вам информацию. Мы придерживаемся мнения, что самое важное -- это качество всего процесса обучения и четкость в подаче информации, от того, как с будущим учеником общаются по телефону, и до финального тестирования, по итогам которого выдается фирменный сертификат. Этого принципа мы придерживаемся в своей работе: в выборе методики обучения, программ и их наполнения, в определении количества занятий, предполагаемых в данном курсе, в подборе преподавательского состава и повышении его квалификации, в предлагаемых учебных материалах, в наборе определенного количества человек в группу, что не маловажно для дальнейшего качества обучения.
Более того, при подписании контракта на обучение необходимо убедиться, прописана ли в нем ответственность обучающей стороны. Тогда в крайнем случае вы сможете либо вернуть деньги, либо бесплатно прослушать курс еще раз.
Если вы получили четкую информацию и с первых минут сотрудничества поняли, что менеджер напрямую участвует в вашем обучении, подбирает лучшее для вас, координирует и сопровождает весь последующий процесс обучения, то можете быть уверены, что не потратите деньги впустую. Помимо этого, следует помнить, что не зря существует мнение "Качество стоит денег".

Итого:

Уроки с частным репетитором будут полезны тем, кто изначально четко объяснит преподавателю, что именно он хочет получить от занятий. Если студент в ходе уроков не чувствует понимания учителя, нужно менять репетитора.


Автор: Ольга Цыганкова "Деньги"

 
< Пред.   След. >
2007-2020 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua