Как стать отельером за $70 тыс.
Бизнес - Идеи бизнеса
25.03.2008

ImageНесмотря на успешность локальных хостел-проектов, в Украине этот гостиничный сегмент неразвит. Впрочем, эксперты прогнозируют бум хостелов через год-два.

Чтобы разместить в высокий сезон небогатых туристов из Великобритании, Германии, Австралии, Японии, США, Китая, управляющий-менеджер хостела «Балаклава» в Крыму Евгения Ткачева увеличивает количество койко-мест более чем на треть — результат, недостижимый для большинства крымских отелей. В межсезонье постояльцев меньше, но все 80 стационарных мест хостела не пустуют и зимой — в гостинице, как правило, живут спортсмены, прибывшие в Крым на зимние сборы.

Места есть

 Image

Почти стопроцентую заполняемость руководство Балаклавы объясняет низкой стоимостью услуг — EUR7 с человека — и неплохими, как по меркам Севастополя, условиями проживания.

Хостелы — наиболее массовый сегмент гостиничного рынка в Европе. Подобные общежития есть практически в каждом европейском городке, а в городах-полумиллионниках их десятки. Несмотря на успешность локальных хостел-проектов, в Украине этот гостиничный сегмент неразвит. Впрочем, эксперты прогнозируют бум хостелов через год-два. Сегмент довольно привлекательный с точки зрения инвестирования: уровень конкуренции низкий; потенциальный спрос на качественные отели экономкласса уже сейчас в несколько раз превышает предложение; сравнительно невысокий стартовый капитал для открытия хостела; небольшие сроки окупаемости. Сейчас в Украине открывают 4-5 хостелов в год. По словам президента Всеукраинской молодежной хостел-ассоциации Романа Пономаренко, 19 отелей входят в международные сети: шесть в Киеве и Одессе, три в Крыму, по одному в Ужгороде, Львове, Черкасской области и в Черновцах. Общее количество мест для проживания — более 900. На февраль-март было запланировано открытие гостиниц в Харькове, Донецке и Ялте, летом — еще одной в Киеве. Более десяти отечественных хостелов, по оценкам экспертов, работает автономно.

Во Львове, где уже есть несколько небольших отелей, компанией «Евроотель» планируется до 2012 года на базе одного из общежитий открыть шестиэтажный хостел. «У нас уже есть четырехзвездочный отель, заканчивается строительство пятизвездочного, но месяц работы нашего отеля в дешевом сегменте показал, что на такие услуги существует колоссальный спрос, — рассказывает Олег Немчинов, заместитель генерального директора Евроотеля. — Причем представление о хостеле как о недорогом жилье для молодежи ошибочно. В хостелах останавливаются приезжие предприниматели, сотрудники фирм, которым не возмещают командировки, туристы из стран Запада, предпочитающие летом путешествовать по миру».

«В ближайшие годы количество хостелов в Украине может увеличиться минимум в три раза», — прогнозирует Роман Пономаренко. По его словам, успешность этого бизнеса напрямую зависит от присоединения Украины к ВТО. Одним из условий членства в организации является присоединение государства к Оpen sky (Открытое небо) — соглашению, либерализирующему правила доступа международных авиационных перевозчиков к локальным рынкам. В Минтрансе уверены, что Украина присоединится к данному соглашению до 2011 года, тем самым открыв воздушные ворота для недорогих западных авиаперевозчиков, основные клиенты которых — бюджетные туристы, то есть потенциальные жители хостелов и дешевых отелей.

В Кракове, например, начали массово строить хостелы пять лет назад, как только местный аэропорт стал принимать самолеты low- операторов с бюджетными туристами. Сегодня в 770-тысячном польском городе работает 120 хостелов.


Характеристика ниши

Хостелы
Годовой объем рынка 21-25 млн грн
            (потенциально около 100 млн грн)
Уровень конкуренции низкий
Начальные инвестиции $70 тыс. — $1-2 млн
Срок окупаемости 3-9 лет


Гостиничный минимализм

Строительство хостелов предполагает минимум расходов. В Украине, как правило, под него приспосабливают заброшенное общежитие или детсад. Это — наиболее дешевый вариант. В этом случае инвестору не приходится искать дефицитный земельный участок и тратиться на общие строительные работы.

Чтобы привести в порядок 500 кв. м бывшего детского сада, владельцы хостела «Балаклава» четыре года назад потратили всего $70 тыс. Правда, текущие ремонты ежегодно съедают $10 тыс., признается Евгения Ткачева.

По подсчетам директора Львовской молодежной хостел-ассоциации Леси Довганик, инвестиции в хостел на 100 мест в историческом здании в центре города составляют около $145 тыс. На первом этаже ресепшн, кафе, интернет-кафе, конференц-зал на 50 мест, камера хранения, магазин, на 2-3 этажах — непосредственно комнаты. Срок окупаемости такого хостела составляет 3-4 года. При строительстве подобной гостиницы синхронно с возведением фундамента возрастают расходы и окупаемость. Отель-общежитие на 200 мест с аналогичной структурой будет стоить более $1 млн. Инвестиции вернутся не ранее чем через 6-9 лет. Хостелы построили только в Донецке и Ужгороде.

Image

Рентабельность таких заведений, по оценкам экспертов, составляет в среднем 20%. Минимизированные цены за койко-место (во Львове, например, от 35 до 120 грн) компенсируют большое количество постояльцев из расчета на квадратный метр полезной площади: комнаты на 6-12 человек, часто двухъярусные кровати — стандарт для этих отелей. Большинство хостелов оптимизируют свои затраты за счет единого налога. Впрочем, не все отечественные отели экономкласса так же успешны, как Балаклава. «В летний период в Одессе дефицит хостельных мест, однако из-за низкой прибыльности в несезон четыре городских хостела из шести в этом году перешли на сезонный режим работы», — рассказывает Роман Пономаренко. Руководство Балаклавы проблему заполняемости в зимне-осенний период решило за счет спортсменов — в футбольное межсезонье в хостеле, в частности, проживают команды первой и второй лиг. Столичные отели в несезон выживают за счет корпоративных мероприятий, правда, такую диверсификацию могут позволить себе лишь те, кто предусмотрительно обзавелся конференц-залом.

Не стандарт

В Европе почти все хостелы входят в какую-то из международных сетей — считается, что только таким образом можно достичь заполняемости на уровне 80-100%. «Хостелы, которые объединены в одной сети, обязаны рекламировать друг друга, — объясняет Роман Пономаренко. — Их задача — удержать клиента внутри сети. Это обычная гостиничная цепочка, только экономкласса». Например, Hostelling International распространяет информацию о своих хостелах в 70 странах мира. Владельцы отечественных недорогих отелей, как правило, также стремятся получить международный статус, поскольку он гарантирует западную клиентуру (благодаря рекламе в транснациональных сетях). Украинским хостелам вполне по силам выполнить международные требования по метражу, к примеру, под одноместную или двухъярусную кровать необходимо не менее 4 кв. м. Труднее соблюсти привычные для западных сетей бытовые стандарты. Во Львове, например, после года работы закрыли хостел «Афен». Причина — низкий уровень обслуживания.

Еще одна проблема, которая возникает при международной стандартизации, — кадровая. Отечественным хостелам, учитывая предлагаемые зарплаты (минимизация расходов распространяется и на фонд оплаты труда), сложно набрать персонал. По международным стандартам прислуга, в частности, обязательно должна знать разговорный английский язык. Сергей Бондаренко, владелец отеля без звезд в Феодосии, признается, что он в свое время передумал «входить» в международную хостел-сеть после того, как подсчитал все расходы, сопровождающие «стандартизацию». Сейчас он не жалеет о своей автономности — его общежитие на 25 мест за год приносит $70 тыс. чистой прибыли. Но соглашается, что без «сетевой» рекламной поддержки едва ли его отель заполнялся хотя бы на 50%, если бы располагался не возле моря.


Справка Контрактов

Хостел в переводе с английского — общежитие. В комнате может быть от 4 до 15 коек. В таком недорогом отеле обязательно наличие камеры хранения, горячей и холодной воды. В большинстве подобных заведений в стоимость проживания входит завтрак — время check in и check out приходится, как правило, на 8-11 и на 17-23. В мире, по разным подсчетам, насчитывается 10 тыс. хостелов. Одна из крупнейших международных сетей — Hostelling International — объединяет 4500 отелей экономкласса. Больше всего хостелов в Австралии (около 1000), Германии (600) и Польше (600). В Европе подобные заведения заполнены на 90%.

Дешевая крыша

Цены за сутки проживания в хостеле

Вьетнам, Лаос, Индия — $3

Лондон — 30 фунтов (почти $60) за одно место в 15-местном номере

Франция, Германия, Бельгия, Голландия, Италия — $30

Канада, США — $15

Киев — $22-24 (самое дешевое в столице койко-место — 53 грн в четырехместном номере, самое дорогое — 110 грн)

Крым, Одесса — $14-16

Львов —$7-24

Ольга Швагуляк-Шостак, Контракты

Читать также:

Доходный дом

Карпатленд. Бизнес на мини-отелях

 

 

 
< Пред.   След. >
2007-2019 Сайт Деньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах. Використання матеріалів Деньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу. www.denga.com.ua