Распорядители чужих денег
25.10.2007
ImageНасколько эффективно украинские компании управляют деньгами вкладчиков инвестфондов.
Сверхвысокая доходность — таков основной мотив, побуждающий все большее количество украинских граждан вкладывать деньги в ценные бумаги инвестфондов. Результаты публичных фондов за 9 месяцев 2007 года поражают воображение даже самых искушенных инвесторов.
За этот период открытые фонды заработали в среднем 51,5%, интервальные — 51,4%, закрытые корпоративные — 63%. По сравнению с такими цифрами, 13-15% годовых по самому распространенному среди населения инструменту инвестирования — банковскому депозиту — жалкие гроши.

К этому также стоит добавить, что инвестфонды стали «ближе к людям» — крупные компании по управлению активами (КУА) стали создавать региональные представительства, фондовые магазины или просто подписывать агентские соглашения с банками. Кроме того, 2007 год может похвастаться еще одним рекордом — по объему рекламы, призывающей граждан вкладывать деньги в паевые фонды.

Все это принесло более чем ощутимые результаты: народ, переборов в себе генетический страх перед коллективным инвестированием, массово понес деньги в фонды. В итоге за 9 месяцев 2007 года украинские КУА привлекли от населения более 320 миллионов гривен, а это 67% всех инвестиций физлиц, привлеченных до начала 2007 года.

Все познается в сравнении

С другой стороны, не нужно забывать, что сверхдоходы публичных фондов в 2007 году — это в первую очередь заслуга динамичного роста украинского рынка ценных бумаг, и только потом — профессионализм управляющих компаний. Так, основной индикатор отечественного рынка акций — индекс ПФТС — за 9 месяцев 2007 года вырос, ни много ни мало, на 107%. На таком фоне результаты большинства украинских фондов в 50-60% выглядят не такими уж выдающимися.

И вся проблема в том, что случись на фондовом рынке застой, высоких доходов инвесторам не видать в помине. Возьмем, к примеру, первые 9 месяцев 2006 года, когда индекс ПФТС увеличился не на 107% (как за аналогичный период 2007 года), а вырос на скромные 16,2%. При этом доходность большинства открытых фондов за 9 месяцев 2006 года составила около 13% (17,3% годовых). Такая норма заработка с учетом комиссий и вознаграждений управляющих компаний и налога на прибыль (15%) делает преимущество инвестфондов перед депозитами уж очень шатким.

Купил и держи

Конечно, управляющие фондами могут возразить против такого сравнения, мол, мы никому не обещаем быстрого обогащения и честно предупреждаем, что реальную выгоду можно получить, если инвестировать в публичные фонды не менее чем на 2-3 года. Но ведь проблема в другом: в отличие от управляющих западными фондами, отечественные игроки, как мы уже смогли убедиться, в очень редких случаях переигрывают рынок. И во время роста, и в период спада рынка доходность инвестиционных фондов оказывается в 1,5-2 раза ниже рыночных индикаторов. В то же время инвестиции в западные фонды в данном случае оказываются более удачными. Так, глобальный взаимный фонд акций Polaris Global Value последние 5 лет ежегодно превосходит американский рынок ценных бумаг на 3-15%.

Все дело в том, что стратегия работы отечественных инвестфондов достаточно пассивная. «Думаю, что большая часть управляющих украинскими фондами придерживается стратегии «купил и держи», — говорит директор по управлению активами инвестиционной группы «Арт-Капитал» Вячеслав Масленников. Такая тактика себя полностью оправдывает, если стоимость акций, находящихся в портфеле фонда, растет как на дрожжах. К примеру, рост бумаг некоторых эмитентов за 9 месяцев 2007 года превысил все ожидания: акции Енакиевского метзавода подорожали на 1050%, Южного ГОКа — на 700%, «Мостостроя» — на 350%.

В то же время, когда на рынке начинается спад, как это было, к примеру, в период с 9 августа по 17 сентября этого года (тогда индекс ПФТС «просел» на 12,3%), пассивность управляющих оборачивается для инвесторов существенными потерями.

По словам экспертов, нежелание выходить из акций даже в периоды коррекции рынка в большинстве случаев продиктовано украинскими реалиями. «При спаде мы не начинаем активно продавать позиции, так как это еще больше может усугубить ситуацию, — говорит Вячеслав Масленников. — В случае начала коррекции оперативно продать ликвидные бумаги еще можно, а вот продать низколиквидные и неликвидные активы из-за большого спреда (разница между ценой покупки и продажи. — «ДЕЛО») без существенных убытков нереально».

Такого же мнения придерживаются и другие участники рынка. «Если каждый раз, когда рынок начинает движение вниз, полностью выходить из акций, а после завершения коррекции заново формировать такой же портфель, то торговые издержки в итоге могут превысить возможные потери от самой коррекции. Да и не факт, что в условиях низколиквидного украинского рынка удастся обратно купить в портфель ранее проданные акции», — поясняет управляющий активами инвестиционных и пенсионных фондов компании «Кинто» Виталий Птицын.


Держи и спекулируй

Если попытаться оценить, за счет чего многим западным открытым фондам удается стабильно опережать рынок, можно выделить две основные стратегии. В первом случае инвестфонды зарабатывают на активных спекуляциях — за счет колебаний курсов акций. Во втором случае, наоборот, торговые издержки стараются свести к минимуму, а стратегия инвестирования подразумевает покупку недооцененных бумаг с перспективой роста в 3-5 лет.

Кроме того, для уменьшения потенциальных потерь от всевозможных кризисов на развитых рынках управляющие инвестиционными фондами активно используют производные финансовые инструменты.

В итоге доходность западных публичных фондов составляет 10-25%, что на фоне 2-5% годовых по депозитным вкладам несказанно радует американских, английских и других западных пайщиков.

Борис Давиденко
Источник: Газета "ДЕЛО"
 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua