Инвестиционные фонды: стратегии коммуникаций
Инвестиции - ПИФ
30.05.2008

ImageВ мае 2008 года состоялся круглый стол по результатам исследования на тему: «Инвестиционные фонды: роль публичности в увеличении стоимости чистых активов». Организаторами исследования и круглого стола выступили компания «Простобанк Консалтинг» и «Агентство стратегических решений «Голуб и Шинкаренко».

Основным результатом дискуссии стали следующие предложения:

  • компании по управлению активами (КУА) должны активизировать просветительскую работу среди потенциальных инвесторов: проводить семинары, выпускать разъяснительные брошюры и др.;
  • основным способом коммуникации КУА и вкладчиков являются сайты КУА – поэтому их необходимо как можно полнее наполнить информацией о фондах под управлением КУА, а также другими полезными сведениями;
  • КУА следует продолжать налаживать работу со СМИ, в том числе, разъяснительную.

Имидж инвестфондов в масс-медиа

Следует отметить, что как специализированные издания, так и пресса для широкой аудитории всё ещё показывают противоречивый образ инвестфондов. Это связано:

  • с нестабильностью рынка;
  • большим количеством новых фондов, неизвестных украинскому инвестору, и отсутствием знакомых брендов, надежность которых закреплена временем;
  • резким падением доходности ПИФов, связанным с недавним финансовым кризисом.

Специализированные издания, знакомые с экономической спецификой функционирования инвестфондов и финансовыми техниками, которые они используют, говорят не только о доходности фондов, но и о неразвитости фондового рынка Украины, спекулятивном характере операций и отсутствии экономической обоснованности эволюции доходности.

На этом фоне просматриваются определенные негативные тенденции:

  • Предприниматели – потенциальные эмитенты всё ещё предпочитают развивать бизнес за счет кредитов или других заемных средств и игнорируют возможности фондового рынка, считая его менее надежным.
  • Даже если пресса регулярно оповещает о высокой доходности вложений в инвестфонды, ограниченность информации о результативности конкретных фондов снижает привлекательность таких вложений для инвесторов.

Пресса для широкой аудитории также часто обращается к теме инвестиционных фондов. Но в отличие от специализированных изданий, образ инвестфондов для широкой публики характеризуется определённой агрессивностью и оторванностью от реальной жизни.

Такое непонимание может быть объяснено несколькими факторами:

  • Специфичность технологий и жаргона, используемых в этой области, создают впечатление закрытости сектора инвестфондов и невозможности в него проникнуть из-за непонятности. Очень мало журналистов (особенно представителей прессы для широкой аудитории) в Украине способны сегодня понять механизмы работы инвестфондов и технологии, которые они используют.
  • Вложения в акции ассоциируются у широкой публики с поиском быстрой сверхприбыли, а не с продуманными и надежными инвестициями.
  • Культура секрета, присущая этому сектору из-за конфиденциальности, необходимой для нормальной реализации операций купли-продажи акций предприятий также создаёт препятствия для увеличения публичности.
  • Массовый приход иностранных инвестфондов, которые в последнее время ассоциируются с нестабильностью мировой финансовой системы.

Нужно отметить, что информация о значительном росте активов украинских инвестфондов, которая систематически публиковалась в последнее время, положительно влияет на увеличение доверия к ним населения.

Стратегии коммуникации для инвестфондов

За последний год можно было наблюдать как инвестфонды выходили из тени и всё чаще давали о себе знать в различных масс-медиа. Прежде всего, это связано со стремительным развитием фондового рынка в Украине. Отсутствие мощных отечественных инвестфондов компенсировалось приходом западных игроков или созданием совместных фондов с участием специализированных иностранных компаний, которые принесли с собой не только ресурсы, но и технологии, в том числе и коммуникационные.

Традиционно стратегия коммуникаций инвестфондов не направлена на широкую публику, но ограничивается двумя типами партнёров: предприниматели/руководители предприятий и инвесторы. Фондам необходимо наладить доверительные отношения с этими двумя партнёрами, но эти отношения не строятся на одинаковых критериях.

Что касается инвесторов, здесь основные темы коммуникаций следующие: эффективность, открытость и экспертиза секторов экономики. Это направление коммуникаций нацелено на смягчение образа инвестфондов как рискованных и неликвидных инвестиций, который создаётся при исключительном использовании информации о профессиональных качествах специалистов фондов и их способности реализовывать сверхприбыль.

Для предпринимателей инвестфонды пытаются продвигать следующие ценности и качества: рост, партнерство, стимулирование роста стоимости компании. Эта стратегия нацелена на сглаживание образа инвестиций как исключительно финансовых, который может сложиться об инвестфондах.

Традиционные каналы коммуникаций, используемые фондами для продвижения этих ценностей, направлены на ограниченную публику:

  • спонсирование конференций и салонов, собирающих потенциальных инвесторов или эмитентов;
  • специализированная пресса, в которой фонды оглашают о проведении операций, для того чтобы показать инвесторам свои возможности осуществлять вложения и обеспечивать прибыль;
  • публикация в специализированных изданиях экспертных мнений специалистов фонда по различным вопросам;
  • публикация информации, которая появлялась о фонде в прессе, для того чтобы занимать медиаполе и продемонстрировать инвесторам широту своей экспертизы в разных секторах.

Свыше 10% украинских КУА скрываются от инвесторов

На май 2008 года 11% активно действующих украинских компаний по управлению активами (КУА) инвестфондов не имеют на своих интернет-сайтах информации об адресе, по которому их можно найти.

Большинство КУА серьезно недоиспользуют потенциал корпоративных сайтов в работе с инвесторами и со СМИ: содержат неполную информацию, имеют технические ошибки. Только 39% сайтов содержат подробную информацию для начинающего инвестора: словарь терминов, общую информацию об ИСИ. Законодательство разместили у себя на сайте лишь 53% КУА.

Результаты анализа сайтов КУА показали, что информация о предоставляемых услугах со стороны КУА на 36% из них вообще отсутствует. И лишь на 36% проанализированных сайтов есть полная информация о руководстве и ключевых менеджерах. Информация о фондах в управлении есть лишь на 80% сайтов, а проспект эмиссии – на 64% от общего числа.

При этом на 75% сайтов отсутствует информацию о налогообложении и взимаемых комиссионных. Возможность задать вопрос есть на 61% сайтов, а форум – лишь на 5% из них. Структура портфеля присутствует на 61% сайтов. А отчетность о доходности регулярно обновляется лишь на 56% сайтов.

Размещение всех материалов в СМИ о КУА в процентном соотношении показывает неоспоримое преимущество Интернет-изданий:

  • 59% - Интернет
  • 19% - еженедельные издания
  • 12% - ежедневная пресса
  • 10% - информагентства

Только половина КУА верит в пользу публичности

Почти все компании по управлению активами (КУА) инвестфондов считают, что публичность помогает им в привлечении инвестиций. При этом 60% считает, что публичность помогает ощутимо.

Аспекты бизнеса, на которые влияет публичность и корпоративная репутация (мнение респондентов):

  • 77,4% - лояльность вкладчиков
  • 74,2% - доверие бизнес-партнеров
  • 71% - узнаваемость
  • 61,3% - рост уровня продаж
  • 58,1% - лояльность СМИ
  • 19,4% - взаимодействие с контролирующими органами
  • 6,5% - минимизация вреда от возможных кризисов

Способы коммуникации, которыми компания продвигает свои инвестфонды:

  • 74,2% - реклама
  • 74,2% - PR
  • 64,5% - из уст в уста
  • 45,2% - семинары для инвесторов
  • 38,7% - семинары для агентов

В большинстве компаний вопросами продвижения продуктов занимается руководитель. Половина из них занимается этим самостоятельно и/или вместе с маркетологами и рекламистами. В четырех компаниях эти вопросы находятся исключительно в компетенции маркетологов. При этом увеличение бюджета по коммуникациям, по сравнению с прошлым годом, отметили почти все респонденты.

Положение о закрытой и открытой информации есть в большинстве компаний. При этом донести информацию руководству КУА о некачественном обслуживании инвестор может, позвонив в офис компании или написав письмо по электронной почте.

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua