Контрольная закупка у единщика
Бизнес - Налоги
05.06.2008

ImageСотрудники отдела оперативного контроля ГНИ приобрели товар у предпринимателя – плательщика единого налога. На следующий день пришли с направлением на документальную проверку, объявив, что вчера была контрольная закупка. Потребовали вернуть деньги за приобретенный товар и предоставить все документы для проверки.

При этом проверили, сделана ли запись о полученном доходе за прошлый день в Книге ф. 10. За отсутствие записи применяют штраф за неоприходование наличности в пятикратном размере, ссылаясь на п. 1 ст. 17 Закона о РРО и постановление НБУ № 637.

Насколько это законно, если по проверкам проведения расчетов единщиками есть прямые нормы Закона о РРО (ст. 15 и 16)? Каким документом определен порядок проведения контрольных закупок представителями ГНИ?

Прежде всего определимся с понятием, основаниями и порядком проведения контрольной закупки.

Проведение контрольной или оперативной закупки как отдельного действия в процессе проведения оперативно-разыскной деятельности предусмотрено Законом Украины от 18.02.92 г. № 2135 "Об оперативно-разыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД). Согласно определению, приведенному в данном Законе, оперативно-разыскная деятельность – это система гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мероприятий, которые осуществляются с применением оперативных и оперативно-технических средств.

Заданием оперативно-разыскной деятельности (согласно ст. 1 Закона об ОРД) является поиск и фиксация фактических данных о противоправных деяниях отдельных лиц и групп, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Украины (далее – УК Украины). Из анализа задач оперативно-разыскной деятельности следует, что искать и фиксировать должны фактические данные лишь относительно лиц или групп лиц, в деяниях которых имеется состав преступления, предусмотренного в действующем УК Украины.

В каждом случае наличия оснований для проведения оперативно-разыскной деятельности заводится оперативно-разыскное дело. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником оперативного подразделения налоговой милиции (ст. 9 Закона об ОРД).

В контексте заданного вопроса нужно рассматривать право оперативных подразделений органов ГНС – оперативных подразделений налоговой милиции (не путать с налоговой инспекцией) проводить контрольную и оперативную закупку товаров, предметов и веществ, в том числе запрещенных для обращения, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности в целях выявления и документирования фактов противоправных деяний.

В данном случае необходимо четко разграничивать полномочия работников налоговой инспекции и налоговой милиции. Так, последним запрещается принимать участие в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, которые проводятся органами Государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-разыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких плательщиков налогов (должностных лиц налогоплательщиков), которые находятся в их производстве (ст. 11-1 Закона Украины от 04.12.90 г. № 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине" (далее – Закон о ГНС)).

Основанием для проведения любых оперативно-разыскных мероприятий согласно ст. 6 Закона об ОРД является наличие достаточной информации, полученной в установленном законом порядке, которая требует проверки путем оперативно-разыскных мероприятий и средств, о:

 

  • преступлениях, которые готовятся или совершены неустановленными лицами;
  • лицах, которые готовят или совершили преступление;
  • лицах, которые скрываются от органов расследования, суда или уклоняются от отбывания уголовного наказания.

Законом об ОРД предусмотрены и другие основания, но они малоприменимы в конкретной ситуации.

Таким образом, контрольная закупка является оперативно-разыскным мероприятием. Служебные лица налоговой инспекции не имеют права осуществлять контрольную закупку. Контрольную закупку имеют право осуществлять сотрудники оперативных подразделений налоговой милиции в случаях заведения оперативно-разыскного дела.

Что касается оснований для проведения плановых или внеплановых проверок по результатам контрольной закупки, то таковые отсутствуют за исключением случая, когда в отношении налогоплательщика заведено оперативно-разыскное дело, что и может быть основанием для проведения внеплановой проверки (п. 7 ст. 11-1 Закона о ГНС).

В любом случае, если к предпринимателю пришли налоговые инспекторы с проверкой, при допуске таких лиц следует исходить из общих положений относительно оснований для проведения проверки и допуска должностных лиц.

Так, согласно ст. 11-2 Закона о ГНС должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению плановой или внеплановой выездной проверки при наличии оснований для их проведения, определенных законами Украины, и при условии предоставления налогоплательщику под расписку:

 

  1. Направления на проверку, в котором указываются дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленной печатью органа государственной налоговой службы;
  2. Копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки, в котором отмечаются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания.

Согласно Закону о ГНС непредоставление вышеперечисленных документов налогоплательщику или их предоставление с нарушением требований, указанных выше, является основанием для недопуска должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.

Таким образом, только в случае наличия законных оснований для проведения проверки (плановой или внеплановой) проверяющие имеют право требовать предоставления документов, касающихся предмета проверки.

В рассматриваемой ситуации речь идет о проверке предпринимателя – плательщика единого налога на основании Закона Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г. № 265/95-ВР в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III (далее – Закон о РРО).

Статья 16 данного Закона устанавливает отдельный порядок проведения плановых или внеплановых проверок плательщиков единого налога:

 

  • плановая проверка осуществляется не чаще одного раза по результатам отчетного календарного года, но не раньше сроков, определенных законодательством для представления годового налогового отчета;
  • внеплановая проверка – исключительно на основании постановления следователя, органа дознания или в соответствии с решением суда.

В соответствии с частью второй ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины.

Таким образом, проведение контрольной закупки должностными лицами правоохранительных органов без заведения оперативно-разыскного дела является превышением власти и служебных полномочий, которые служат основанием для привлечения этих лиц к ответственности.

В случае, описанном предпринимателем, нужно в первую очередь потребовать у налоговых инспекторов документы, необходимые для допуска к проверке. При отказе предоставить документы есть все основания предложить "неизвестным лицам" покинуть помещение, не возвращая денег за приобретенный товар.

Если же документы предъявили, проверяющим необходимо предложить сделать запись в журнале регистрации проверок.

Что касается правомерности наложения штрафных санкций за нарушение законодательства о РРО, в данном случае необходимо отметить, что ст. 17 Закона о РРО за проведение расчетных операций на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг), за непроведение расчетных операций через РРО, за невыдачу соответствующего расчетного документа, который подтверждает выполнение расчетной операции, или проведение расчетной операции без использования расчетной книжки – предусматривает наложение штрафа в пятикратном размере стоимости проданных товаров (предоставленных услуг).

Однако согласно ст. 17 Закона о РРО за невнесение данных о расчетной операции в книгу учета доходов и расходов плательщика единого налога ответственность не предусмотрена. Статья 9 данного Закона, в свою очередь, освобождает единщиков от обязанности применять РРО и расчетные книжки.

Следовательно, в данном случае нет оснований для применения штрафных санкций по пп. 1 ст. 17 Закона о РРО.

 

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua