Лето опустошило олигархов
Люди - Прочее(Люди)
02.09.2008

ImageУкраинские олигархи начали стремительно беднеть. За три летних месяца владельцы пяти крупнейших бизнес-групп Украины потеряли почти 55 миллиардов гривен. Наиболее неудачным лето 2008 года стало для Рината Ахметова, состояние которого за июнь-август уменьшилось на 27 миллиардов гривен.

Плата за публичность

Конечно, Ринат Леонидович не потерял портмоне размером с Камаз и не проиграл эти деньги в казино. На 27 миллиардов гривен сократилась рыночная стоимость подконтрольных ему активов. Дело в том, что предприятия именно этого бизнесмена наиболее широко представлены на основной украинской бирже - ПФТС. Листинг на этой площадке имеют 17 компаний, которые полностью или частично принадлежат Ахметову.

Суммарная рыночная стоимость этих компаний на начало лета составляла 76 миллиардов гривен. За три летних месяца этот показатель сократился на 35,7%, или 27 миллиардов гривен, - до 49 миллиардов.

Наибольшему удешевлению подверглась жемчужина сталелитейной империи Ахметова - "Азовсталь". Акции этого завода за лето снизились в цене почти в два раза, уменьшив рыночную стоимость предприятия на 11 миллиардов гривен. Еще 6,7 миллиарда гривен бизнесмен потерял "благодаря" Северному горно-обогатительному комбинату, акции которого обесценились почти на 35%.

Вторую строчку в чемпионате под названием "Кто беднеет всех быстрей" занял Константин Жеваго. Его потери составили 10,9 миллиарда гривен, или 40,1% от всего, что было нажито к началу лета за 34 года жизни самого молодого украинского олигарха. При этом урон, понесенный бизнесменом, намного реальнее, чем у остальных украинских олигархов.

Дело в том, что Жеваго - единственный из наивысшего эшелона наших предпринимателей, кто успел провести полноценное IPO на ведущей мировой бирже (компания Ferrexpo Plc., Лондон, 2007 год). Удешевление за летние месяцы на 37% акций именно этой компании на Лондонской фондовой бирже стоило бизнесмену 5,8 миллиарда гривен (в пересчете с фунтов стерлингов). А то, что рыночная капитализация компании, котирующейся в Лондоне, далеко не пустой звук, говорит хотя бы тот факт, что под залог акций Ferrexpo Plc. Константин Жеваго получил кредит от Deutsche Bank в размере 2,24 миллиарда долларов.

"ИСД", "Интерпайп" и "Приват" подешевели на 16 миллиардов

На третьем месте по величине потерь разместилась одна из самых "загадочных" бизнес-групп - "Приват". Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, которым она подконтрольна, вряд ли обратят внимание на такую "мелочь", как снижение рыночной капитализации своих украинских активов почти на 6 миллиардов гривен, или 27,5%.

Эти бизнесмены пока что не были замечены в проявлении хоть небольшого интереса к фондовому рынку. Бумаги большинства подконтрольных им предприятий, котирующихся на ПФТС, - это совсем низколиквидные акции, торги с которыми проходят крайне редко.

Возможно, благодаря именно этому обстоятельству акции нескольких компаний "Привата" даже выросли в цене: "Днепроазот" - на 15%, Запорожский завод ферросплавов - на 10%. Впрочем, удорожание этих эмитентов не смогло перекрыть потерь даже "Укрнафты". Акции этой компании за лето потеряли в цене 45,5%, что обошлось "Привату" в 2,8 миллиарда гривен.

Владельцы корпорации "ИСД" Сергей Тарута и Виталий Гайдук обеднели на 5,5 миллиарда, или 40,2%. Наиболее чувствительными к кризису на фондовом рынке оказались акции шахты "Красноармейская-Западная №1" - они рухнули почти на 60%, что стоило бизнесменам более 3 миллиардов гривен. Значительный урон капитализации корпорации "ИСД" нанесло удешевление почти на треть Алчевского меткомбината (минус 1,5 миллиарда гривен).

Активы еще одного украинского бизнесмена - Виктора Пинчука - за лето похудели на 4,7 миллиарда гривен. Больше других подешевел флагман "Интерпайпа" - Нижнеднепровский трубопрокатный завод. Его рыночная стоимость снизилась на 3 миллиарда гривен.

Подножка от фондового рынка

Что же должно было произойти, чтобы неуклонно богатеющие из года в год украинские олигархи всего за три месяца стали беднее сразу на миллиарды гривен каждый? Ничего особенного, если не считать, что маленький, неликвидный и непрозрачный украинский фондовый рынок переживает самое глубокое и затяжное падение в своей истории. Так, основной индикатор рынка акций - индекс ПФТС - за лето рухнул на 41,4%, откатившись к уровням середины января 2007 года.

Интересным является то обстоятельство, что потерь украинской бизнес-элиты от кризиса на фондовом рынке могло и не быть. По словам экспертов, чтобы уберечь стоимость своих акций от обвала, любому из украинских олигархов достаточно было выделить несколько десятков миллионов гривен на скупку своих же бумаг. Но ничего подобного предпринято не было. Почему? Да потому что нашим толстосумам это абсолютно не надо.

Такой показатель, как рыночная капитализация на основании котировок акций на ПФТС, для большинства украинских олигархов не значит ровным счетом ничего. "Прямой зависимости между стоимостью акций на ПФТС и реальной стоимостью активов олигархов не существует. Это объясняется в первую очередь небольшим размером украинского рынка акций, его низкой ликвидностью и, как следствие, невозможностью привлечения дешевых денег с его помощью", - объясняет руководитель аналитического отдела инвестиционной компании "Он-лайн капитал" Николай Кожара.

С другой стороны, именно благодаря рыночной оценке активов с помощью ПФТС украинские олигархи в последние годы неизменно входят в число самых богатых людей Европы. В свое время среди украинских фондовиков даже ходила шутка: "Украинского фондового рынка вообще нет. Но именно благодаря ему весь мир считает украинских олигархов миллиардерами".

Как считали

На основании данных о котировках акций на фондовых биржах для каждой компании, входящей в одну из пяти крупнейших бизнес-групп Украины, была рассчитана рыночная капитализация на 29 августа и на 1 июня 2008 года. Изменение капитализации за данный период умножалось на долю акций компании, которыми владеет та или иная бизнес-группа (данные о структуре бизнес-групп были предоставлены ведущими инвестиционными компаниями Украины).

Компания "Драгон Капитал" помогала журналу "Корреспондент" подсчитывать богатство украинских толстосумов. Какие критерии при этом использовались?

Андрей Беспятов, руководитель аналитического департамента инвестиционной компании "Драгон Капитал":

Во-первых, надо понимать, что когда говорится о состоянии Рината Ахметова в 31 миллиард долларов, никто не имеет в виду, что у него есть эта сумма наличными или на счетах в банках. Речь всегда идет о стоимости активов, которые полностью или частично находятся в его собственности. На основании данных, полученных от журнала "Корреспондент", мы определяли структуру активов бизнес-групп - сколько акций какого предприятия им принадлежит. А уже стоимость каждой компании рассчитывалась следующим образом. Если акции компании котируются на украинских или зарубежных биржах, то цена этого актива определялась как его рыночная капитализация (биржевая стоимость акций, умноженная на их количество. – ред.).

При этом мы не учитывали возможную премию за контроль - увеличение стоимости актива в среднем на треть при продаже 50 и более процентов акций. Бралась только чистая капитализация.

Если же акции компании не представлены ни на одной из фондовых площадок, мы использовали оценочные методы. Чаще всего использовался метод определения стоимости компании по аналогии, то есть сравнения с максимально похожим предприятием, цена которого уже известна. При этом компания-аналог должна быть украинской. Если же схожих предприятий в нашей стране нет, то брались компании из соседних стран.

Как вы считаете, насколько важна для украинских олигархов стоимость акций их предприятий, торгующихся на отечественной фондовой бирже ПФТС?

Виталий Шушковский, управляющий партнер инвестиционной компании "Мегаполис Капитал":

Значимость котировок ПФТС для наших олигархов я бы не переоценивал. Украинский рынок акций пока является не более чем продуктом реализованной в 1990-е годы модели массовой приватизации и пока не трансформировался в полноценный механизм привлечения и размещения свободного капитала. Часть крупнейших украинских бизнес-групп пока в принципе не готова к привлечению капитала через размещение акций, а другая часть не верит в возможность привлечения необходимых сумм через отечественный фондовый рынок в его нынешнем состоянии. Львиная доля эмитентов, акции которых активно торгуются на бирже ПФТС, являются дочерними предприятиями более крупных структур. На мой взгляд, лишь немногие из этих эмитентов в перспективе будут задействованы в качестве центров капитализации.

Другими словами, для привлечения капитала будут чаще использоваться ценные бумаги вновь созданных холдингов, а не акции в свое время приватизированных заводов.

Наконец, нужно учитывать, что большинство украинских бизнес-групп не имеют привычки делиться с рынком информацией относительно текущего положения дел и перспектив своих предприятий. Поэтому внутренние оценки стоимости активов, контролируемых олигархами, могут значительно отличаться от рыночной цены. Исходя из этого, можно предполагать, что если рыночная цена акций и используется крупнейшими бизнес-группами, то лишь в качестве вспомогательной, второстепенной информации.

Борис Давиденко Дело

Читать также:

ТОП-5 украинских компаний по уровню чистого дохода

IPO. Когда деньги НЕ любят тишину

Олигархи всех стран — объединяйтесь! 

Интервью Игоря Коломойского "Украинской правде"

Вячеслав Мишалов: 22-летний олигарх Уанета

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua