Особенности применения упрощенной системы налогообложения с уплатой единого налога
Бизнес - Налоги
06.10.2008

ImageНаиболее распространенной из действующих систем налогообложения у предпринимателей является упрощенная система налогообложения с уплатой единого налога.

Регулируется она нормами Указа № 746, Постановления № 507, Порядка № 599 и предусматривает уплату единого налога вместо ряда других налогов и сборов. Статья 6 Указа № 746 устанавливает перечень налогов и сборов, плательщиками которых предприниматели-единщики не являются.

К ним относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на доходы физических лиц (для физических лиц – субъектов малого предпринимательства);
  • плата (налог) за землю;
  • сбор на специальное использование природных ресурсов;
  • сбор на обязательное социальное страхование;
  • налог на промысел;
  • сбор на обязательное государственное пенсионное страхование*;
  • сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг;
  • взносы в Государственный фонд содействия занятости населения;
  • плата за патенты в соответствии с Законом о патентовании.

Применение данной системы налогообложения возможно при соблюдении определенных условий.

Что касается взносов в Пенсионный фонд, то предприниматели не должны платить пенсионные взносы за себя. Поскольку с 2004 года изменился порядок определения стажа для начисления пенсии, то от предпринимателей требуют уплаты взносов в ПФУ за наемных работников.

Число наемных работников, включая членов семьи предпринимателя, в течение года должно быть одновременно не более десяти человек.

В общей же сложности за год наемных работников может быть значительно больше, но одновременно их должно быть не более десяти человек.

Обращаем внимание, что с членами семьи, участвующими в предпринимательской деятельности, заключаются трудовые договоры на общих основаниях.

За каждого оформленного наемного работника предпринимателю необходимо производить доплату в размере 50% ставки, установленной для самого предпринимателя. При этом необходимо вести упрощенную кадровую документацию (трудовые договоры, табеля выхода на работу наемных работников, ведомости начисления заработной платы, график отпусков, распоряжения на предоставление отпусков и т. д.).

Объем выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за год не должен превышать 500 000 грн.

Под словом "год" в данном случае следует понимать "календарный год". Разъяснение по данному вопросу дано в Постановлении № 507 и приведено в письмах Госкомпредпринимательства от 13.06.2001 г. № 2-532/3628 и ГНА Украины от 15.06.2001 г. № 7953/7/17-0517.

Не может применять упрощенную систему налогообложения предприниматель, который осуществляет торговлю ликеро-водочными, табачными изделиями и горюче-смазочными материалами и др.

Кроме того, п. 4 Заключительных положений Закона № 2505 установлено, что с 1 июля 2005 года до принятия Закона Украины "Об упрощенной системе налогообложения" положения Указа № 746 применяются с учетом некоторых особенностей.

Особенности состоят в запрете как для юридических лиц, так и для предпринимателей работать по упрощенной системе налогообложения, если они:

 

  • осуществляют деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устроением казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляют обмен иностранной валюты;
  • производят подакцизные товары, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных горюче-смазочных материалов;
  • осуществляют добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного происхождения, оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащих лицензированию в соответствии с Законом № 1775.

Закон Украины от 22.12.2006 г. № 535-V "О внесении изменений в некоторые законы Украины по налогообложению изделий искусства, предметов коллекционирования и антиквариата" также ограничивает применение упрощенной системы налогообложения для предпринимателей, осуществляющих перепродажу предметов искусства.

Ставка единого налога устанавливается местными органами и зависит от вида деятельности, но не от места осуществления этой деятельности. Минимальный размер ставки составляет 20 грн., а максимальный – 200 грн. за календарный месяц.

Таким образом, где бы предприниматель – плательщик единого налога не осуществлял свою предпринимательскую деятельность, он должен уплачивать единый налог по той ставке, которая установлена местным советом по месту его государственной регистрации для данного вида деятельности.

Местные советы могут в течение календарного года пересматривать ставки единого налога (в сторону уменьшения или увеличения) или своим решением отменять тот или иной вид деятельности, на который ранее была установлена ставка единого налога.

Если в течение срока действия полученного Свидетельства ЕН соответствующим местным советом изменяются (увеличиваются или уменьшаются) ставки единого налога, то перерасчет сумм единого налога за период, за который произведена оплата, не осуществляется (п. 2 Порядка № 599).

Если в Заявлении предпринимателя указывается несколько видов деятельности, которыми он планирует заниматься, применяется большая ставка единого налога.

Несмотря на то что ставка единого налога не зависит от объема выручки, полученной в отчетном периоде, предприниматели не освобождены от ведения учета доходов и расходов. Но учет этот также упрощен.

Согласно Порядку № 599 предприниматели ведут учет доходов и расходов в Книге ф. № 10, при этом обязательному заполнению подлежат только четыре графы "период учета", "расходы на производство продукции", "сумма выручки (дохода)", "чистый доход". В настоящее время отсутствует нормативный документ, определяющий порядок заполнения данной Книги, поэтому предприниматели заполняют ее по-разному. Как правило, данные о полученных доходах и понесенных расходах записываются в суммарном выражении за день. Такое ведение учета не требует обязательного наличия первичных документов, подтверждающих расходы предпринимателя, поскольку расходы никак не влияют на валовой доход предпринимателя и ставку единого налога.

Нормы действующего законодательства позволяют плательщику единого налога по своему выбору добровольно зарегистрироваться в качестве плательщика НДС.

В данном случае он в общем порядке ведет налоговый учет по НДС. Для этого ему необходимо заполнять реестры выданных и полученных налоговых накладных, выписывать налоговые накладные, формировать налоговый кредит при наличии налоговых накладных и первичных документов, подтверждающих уплату НДС в составе приобретаемых товаров (работ, услуг), представлять отчетность по НДС в сроки, установленные законом. Отсутствие налоговых накладных, подтверждающих право на налоговый кредит, в значительной степени увеличит сумму платежей в бюджет. Поэтому, если плательщик единого налога зарегистрирован в качестве плательщика НДС, ему необходимо иметь первичные документы, подтверждающие понесенные расходы.

Плательщик единого налога при соблюдении определенных условий может не применять РРО.

Плательщик единого налога, если не торгует подакцизными товарами, кроме пива на разлив, может не применять ни РРО, ни КУРО и расчетные квитанции, что, в свою очередь, освобождает его от представления отчетности по РРО. Если же в ассортиментном перечне предпринимателя имеются подакцизные товары или пиво в бутылках либо банках, то он обязан оформлять расчетные документы и представлять отчетность в соответствии с требованиями Закона № 1776.

Согласно ст. 6 Указа № 746 плательщики единого налога освобождены от уплаты целого ряда налогов и сборов, обязательных платежей. Вместе с тем остаются еще налоги и сборы, установленные действующим законодательством, которые предприниматели-единщики должны уплачивать на общих основаниях.

 

Перечень сокращений:

  • Заявление – заявление о праве применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
  • Свидетельство ЕН – свидетельство об уплате единого налога
  • Указ № 746 – Указ Президента Украины "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" в редакции Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99
  • Закон № 2505 – Закон Украины от 25.03.2005 г. № 2505-IV "О внесении изменений в Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2005 год" и некоторые другие законодательные акты Украины"
  • Закон № 1776 – Закон Украины "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг" от 06.07.95 г.№ 265/95-ВР в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III
  • Порядок № 599 – Порядок выдачи свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНА Украины от 29.10.99 г. № 599
  • Постановление № 507 – Постановление КМУ от 16.03.2000 г. № 507 "О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727"
 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua