Самая надёжная в ЕС экономика даёт сбой
Бизнес - Экономика
19.12.2008

ImageЭкономика Германии - самая сильная в ЕС. Но надёжный немецкий механизм в этом году даёт сбой.

Два года назад Мартин Кецлер взял кредит на покупку дома под стандартные в Германии 5% годовых. Заработной платы в 1,5 тыс. евро ему хватало, чтобы ежемесячно гасить долг. На днях Мартин пришёл в банк, чтобы в очередной раз внести деньги на погашение долга. Его огорошили известием, что ставка увеличена, и теперь он должен каждый месяц переплачивать 250 евро, в противном случае банк может забрать дом.

"Я сразу обратился к юристу, чтобы узнать, есть ли у банка полномочия увеличивать процентную ставку в одностороннем порядке, - рассказывает Фокусу Кецлер. - Юрист посоветовал не идти на конфликт с финансовым учреждением, сказав, что через суд я ничего не добьюсь. Так что пришлось мне согласиться с этим нововведением".

По словам немца, его заработная плата за последний год не увеличилась ни на цент, а угроза сокращения персонала в его компании очень велика.

Таких случаев в стране немало. Большинство граждан Германии живут в кредит, а значит, практически 90% недвижимости покупается с помощью банковских займов, которые были взяты ещё до финансового кризиса под небольшие проценты без гарантий о доходах заёмщиков. Когда же банки начали испытывать проблемы, они подняли ставку по своим кредитным линиям, в результате чего все дополнительные расходы были переложены на плечи налогоплательщиков.

В поисках работы

Растёт в Германии и число безработных или ушедших в вынужденный бессрочный отпуск. Особенно это касается автомобильной отрасли. Стагнация на этом рынке началась ещё два года назад, но такого массового увольнения, как сегодня, страна не видела более 60 лет. Популярный лозунг, призывающий людей пересаживаться с автомобилей на велосипеды, который всё чаще звучит из уст видных европейских политиков, на самом деле может подорвать экономику Германии, лишить её если не миллионов, то сотен тысяч рабочих мест. Подобные меры вызывают недовольство рабочих.

"Я ведь не могу прийти домой и сказать, что сегодня есть не будем, так как у нашей компании кризис производства", - говорит сотрудник кёльнского предприятия Ford Яромир.

Эксперты утверждают: пик кризиса в отрасли придётся на 2010-2011 гг., а в следующем году до 25 тысяч немцев могут лишиться своих рабочих мест на автомобильных предприятиях.

В Германии немало компаний, которые если и не закрылись, то вынуждены были сократить рабочий персонал или перейти на "облегчённый" рабочий день. Так, например, туристическая фирма "Инзел Тревел" ещё в летний сезон сократила число рейсов ввиду недостаточного количества клиентов. "У нас ежедневно есть экскурсионные программы в Амстердам, Брюссель, Париж, но спрос упал, и в этом году мы вынуждены были некоторые рейсы отменить", - говорит Александра, оператор турбюро.

Деньги в банке

К счастью для жителей Германии, немецкие банки от финансового кризиса пострадали наименьшим образом - государство поддержало практически все свои финучреждения, оказавшиеся на грани банкротства. Но вряд ли действия правительства станут панацеей от всех бед.

Положить деньги на депозит в немецком банке можно под средние для страны 4-6% годовых, а вот взять кредит уже проблематично. "В прошлом году я планировал открыть два пивных бара. Все необходимые документы у меня были, более того, я получил гарантии от банка на предоставление займа. Но в этом году сказали, что в банке нет свободных денег и займ мне никто не даст", - жалуется владелец ресторана Schran в Кёльне Андреас Шран.

Спрогнозировать, надолго ли затянется в стране кризис, не берётся никто. Денежные накопления у населения Германии есть, но вот вопрос: куда их вложить? Популярные в последние годы инвестиции в акции и облигации, которые приносили до 15-20% годовых, уже не в ходу - с начала года этот рынок упал более чем на 25%.

Как ни парадоксально, немцев не смутило даже банкротство главного банка Исландии - более 30 тысяч его вкладчиков были из Германии. "Люди лишились своих вкладов, а это 2,7 миллиарда евро, из которых до 600 миллионов было переведено жителями Германии, и сегодня неизвестно, вернут ли им эти деньги, - говорит биржевой трейдер Кристоф Адэн. - Но люди привыкли к тому, что их деньгами распоряжаются другие, и самостоятельно спекулировать, инвестировать активы в недвижимость никто не хочет".

Подтверждением слов эксперта является то, что самое крупное государственное банковское учреждение Германии Sparkasse - аналог украинского Ощадбанка - увеличило свои депозиты более чем на 1 млрд. евро с того периода, как в Европе начался экономический кризис. То же касается и крупнейшего депозитного банка Haspa, который за последние недели кризиса получил 500 миллионов евро от населения.

Заграница нам поможет

Германия производила до 30% продукции стран ЕС. Около 75% произведённых здесь товаров шло на экспорт, который в этом году значительно сократился. Причина - всё тот же мировой кризис и неконкурентоспособность промышленности перед товаром made in China. Собственно, и сам внутренний рынок Германии заполонён товарами из Китая (до 50%).

"Если раньше я покупала лишь трикотаж и подручные средства для дома, сделанные в Китае, то теперь у нас в магазинах даже чеснок и помидоры оттуда. А ввиду того, что их цена на 20-30% ниже европейской, я вынуждена брать эти продукты", - признаётся покупательница в магазине.

О зависимости немецкой экономики от импорта говорят и эксперты Института экономических исследований в Берлине. "Германия понесёт значительные потери из-за кризиса в США и Великобритании, куда экспортируется большое количество наших товаров. В результате рост ВВП в этом году упадёт до 1%", - заявляет эксперт Себастьян Вебер. Но такие ориентированные на экспорт отрасли экономики Германии, как химическая, фармацевтическая и станкостроение, кризис не затронет, более того - за их счёт экспортное сальдо страны будет увеличено до 1 триллиона долларов по итогам этого года.

Потребители и корзина

Финансовый кризис в первую очередь бьёт по потребительской корзине простых граждан. Ведь чем богаче страна, тем больше население тратит на продукты питания и коммунальные платежи. Именно эти составляющие с начала года особенно возросли в цене. "В целом власти говорят, что жизнь подорожала на 4-5%, но ведь это не так. Например, цена на газ увеличилась чуть ли не на 50%, то же касается и бензина, и электроэнергии. А именно эти платежи в моём бюджете составляют 20-25%. То же можно сказать и о продуктах питания, которые подорожали на 20%. При этом нам говорят, что подорожание было незначительное", - недоумевает Мартин Кецлер. Его слова подтверждает и официальная статистика. Так, за лето - начало осени в Германии оптовая стоимость зерна выросла на 20% по сравнению с прошлым годом, овощей и фруктов - на 15%, молока - на 16%. Последний такой скачок был зафиксирован более 25 лет назад.

Финансовый кризис в Европе также ударил по наиболее ликвидному бизнесу - мобильной связи. По неофициальным подсчётам, количество абонентов, которое ежегодно увеличивалось на 6-10%, в этом году составит лишь 2-4%, расходы на разговоры сократятся, прибыль операторов мобильной связи уменьшится на 10%.

Но крупнейшие мобильные провайдеры напрямую говорить об убытках не хотят. "Естественно, телекоммуникационная отрасль понесла убытки, но всё-таки потери мобильных операторов по сравнению с другими отраслями не настолько велики, ведь именно телефонная связь является товаром первой необходимости", - говорит Стефан Беккер-Саненшайн, менеджер по связям с общественностью компании О2.

Но вот простые жители в своих ответах более категоричны. "Буду меньше зарабатывать, придётся экономить. В том числе и на мобильной связи", - делится своими доводами Андреас Шран.

Бремя автопрома

Только на автосборочных предприятиях Германии работает до 800 тысяч человек.

Около одного миллиона занято в связанных с автомобилестроением отраслях.

О бонусах к концу года, который стабильно получали работники автопрома в Германии, теперь можно забыть.

В 2008 г. немецкие предприятия сократили производство на 3,2 миллиона автомобилей. Это привело к сокращению заработной платы на заводах.

На многих заводах прошли сокращения, а введение нормы short day, когда рабочий день уменьшается до 4-5 рабочих часов, стало нормальным явлением в стране.

Автоконцерн Daimler отправил более 150 тысяч своих сотрудников во внеплановый предрождественский отпуск.

Конвейер BMW в Лейпциге был остановлен, как и завод Opel в Бохуме.

Вполовину своих мощностей стал работать завод Ford в Кёльне, а сотни работников Volkswagen уже потеряли рабочие места.

Из-за сокращения заказов от автомобильных заводов 20% предприятий, обслуживающих автомобильную отрасль, оказались на стадии банкротства.

Алексей Мунин, Берлин Фокус

Читать также:

Вашингтон. ФРС понизила ключевую процентную ставку до рекордно низкого уровня

Охота на "азиатских тигров"

Китай. Формула роста

Украину готовят на съедение?

Кризисы уничтожают неэффективные бизнесы и избавляются от неэффективных работников

 

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua