Восстановление экономического роста
Бизнес - Экономика
01.02.2009

ImageВосстановление экономического роста может происходить многими путями, и любой из них Украине под силу. Однако сначала надо сделать выбор. Как это уже сделали соседи по региону, оказавшиеся не в лучшей ситуации, чем Украина. И хотя бюджет-2009 уже принят, время внести в него поправки еще есть

Одна из вечных проблем, с которой сталкиваются составители любых бюджетов (государственных, корпоративных, семейных), - это необходимость прогнозировать развитие тех факторов, которые играют ключевую роль в жизни общества, компании или семьи. Но, как известно, делать прогнозы - дело неблагодарное, тем более во время финансового кризиса. И в особенности в Украине, где завтрашний курс гривни на межбанке, направление котировок на фондовом рынке и действия политиков, не ограничивающих себя никакими обязательствами, можно разве что угадать, но никак не спрогнозировать. Кроме того, как сказал бывший директор бюджетного управления Конгресса США Рудольф Пеннер, беда не в том, что экономисты не умеют предсказывать, а в том, что политики требуют слишком оптимистичных прогнозов. В результате без изменений в бюджете "по ходу дела" просто не обойтись.

Государственный бюджет Украины на 2009 год в этом правиле - не исключение. Поправок в госсмету, принятую только месяц назад, ждем со дня на день - по итогам января, как договорились между собой президент Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко после принятия далекого от совершенства бюджета. Дело тут не только в завышенных макроэкономических показателях и в цене на газ, которая закладывалась еще до подписания контракта с Россией.

Проблема и в несоответствии документа условиям, которые МВФ выдвинул Украине при предоставлении кредита в $16,4 млрд., и в том, что, несмотря на урезание социальных расходов, его вряд ли можно назвать антикризисным. Впрочем, украинские политики - не единственные, кто страдает от переизбытка оптимизма и неспособности составить более-менее реалистичный и эффективный финансовый план на наступивший год. Эта же проблема сейчас "захватила" и страны Центральной и Восточной Европы, где также грядет волна поправок к бюджетам.

Внутренний валовой продукт

В то время как МВФ еще в октябре поставил Украине страшный диагноз - сокращение экономики на 3% в 2009 году, украинские власти продолжают надеяться на "авось повезет" и верить в продолжение роста экономики и в этом году. Правда, вера в лучшее посетила не всех членов Кабмина, а главным образом только того человека, чье слово в споре всегда последнее - премьер-министра. Именно Юлия Тимошенко настояла на внесении в бюджет прогноза по темпам роста ВВП на уровне 0,4%, в то время как министр финансов Виктор Пинзеник предлагал намного более правдоподобный вариант - 5% экономического спада (прогноз Кабмина, обнародованный в декабре). В СМИ даже прошли слухи, что по итогам дискуссии насчет бюджета премьер-министр требовала от Пинзеника написать заявление о добровольной отставке, но членам партии "Реформы и порядок" удалось уговорить Тимошенко не горячиться.

Как бы там ни было, на сегодняшний день мы имеем государственный бюджет, рассчитанный на 0,4%-ный рост ВВП. И это притом, что на руках у нас - стремительно падающий экспорт, основа экономического роста в Украине последние несколько лет, снижающаяся покупательная способность населения и совсем уж хилый приток инвестиций в страну.

С проблемой неадекватного прогнозирования столкнулись и в странах по соседству. Так, в Польше недооценка экономических похолоданий (3,7% бюджетных вместо 2% прогноза Еврокомиссии) привела к переоценке налоговых поступлений и, следовательно, к преувеличению госдоходов. Как заявил в польской Gazeta Wyborcza Станислав Гомулка, бывший замминистра финансов, рост поступлений от подоходного корпоративного налога на 16% - просто сказка, как и заложенные в бюджет доходы от НДС и налога на доходы физлиц. Например, прогнозы по последнему базировались на предположении о продолжении роста занятости, в то время как взамен растет только безработица.

Таким образом, польскому правительству с премьером во главе предстоит перекраивать бюджет, выбирая из трех зол наименьшее - поднять налоги, урезать расходы или увеличить бюджетный разрыв с 18,2 млрд. злотых ($5,3 млрд.) до 20-30 млрд. злотых ($5,8-8,7 млрд.).

Доходы бюджета

Опасность неверной оценки экономического роста кроется в том, что его завышенный показатель приводит к преувеличению доходов бюджета и, соответственно, приуменьшению бюджетного дефицита. Именно по этой причине, как считает первый заместитель главы Секретариата президента Александр Шлапак, доходная часть госбюджета Украины оказалась завышена на 18 млрд. грн.

В то же время есть довольно большие сомнения относительно способности правительства выполнить заложенный план по доходам. Первые опасения появились в начале января, когда стало известно, что по итогам первой декады месяца план на этот месяц был выполнен всего на 10%. С другой стороны, госрасходы распределены так, чтобы профинансировать всех понемногу, но никого - в достаточном объеме. Поскольку Минфин получил право перераспределять расходы по госпрограммам, то наверняка одни проекты в итоге останутся и вовсе без средств и будут заморожены, а другие получат финансирование сверх положенного. Одним словом, без поправок в бюджет не обойтись.

За рубежом проблему финансирования государственных нужд решают сегодня главным образом за счет увеличения налоговой нагрузки, хотя во время кризиса логичнее ослабить пресс на бизнес, позволив ему направлять большую часть доходов на инвестиции в производство. Так, Литва запланировала множество реформ в налогообложении - увеличение акцизов на сигареты, алкоголь и горючее, повышение налога на прибыль с 15 до 20% и НДС с 18 до 19%, снижение подоходного налога с 24 до 21%. Вдобавок, уже с перспективой наполнения бюджета в ближайшие несколько лет, правительство отменяет большую часть льгот по НДС, отказывается от планов по индексации пенсий и проводит много других изменений в налогово-бюджетной политике.

Завышение бюджетных доходов, как и занижение расходов, в тех размерах, о которых говорит Александр Шлапак, автоматически означает, что дыра в бюджете, по сути, вдвое занижена. А ведь это и так самое слабое место украинского бюджета-2009. Привлекая многомиллиардную помощь от МВФ, Украина приняла на себя ряд обязательств, среди которых - принятие бездефицитного бюджета на текущий год. На прошлой неделе в страну прибыла миссия МВФ для мониторинга выполнения условий кредитного соглашения. По результатам мониторинга, которые станут известны в феврале, Совет директоров МВФ примет решение о выделении второго транша кредита, чему дефицит в размере почти 3% ВВП может очень сильно помешать.

Правда, Ющенко и Тимошенко решили не дожидаться, пока их "застукают на горячем", и сами обратились к кредитору с повинной. "Вместе с тем Верховной Радой Украины принят 26 декабря 2008 года Закон о Государственном бюджете Украины на 2009 год, в котором не в полной мере удалось воссоздать отдельные показатели экономической программы, поддержанной МВФ. "Позвольте заверить, что мы настроены на решительные меры по обеспечению выполнения программы, включая и корректировку показателей бюджета, в том числе касающихся пенсионной реформы и политики доходов населения", - говорится в письме, которое президент и премьер направили директору-распорядителю МВФ Доминику Стросс-Кану.

Снижение бюджетного дефицита, на самом деле, - не каприз кредитора и не пожелание международной организации, которое можно было бы с легкостью проигнорировать. Это чревато серьезными последствиями. К примеру, та же Польша предпочитает усиленно контролировать расходы, а не наращивать дефицит, поскольку стремится всеми силами удержаться в рамках Маастрихтского критерия о непревышении бюджетным дефицитом отметки в 3% ВВП. И пока ей это удается - нынешний дефицит составляет 2,5% ВВП.

Министр финансов Польши Яцек Ростовски по этому поводу очень категоричен. Как он отметил во время встречи министров финансов ЕС, любые попытки усилить экономический рост фискальными стимулами будут контрпродуктивными, поскольку рост бюджетного разрыва встревожит инвесторов, и они захотят более высокую доходность по государственному долгу. В пример он приводит скачок процентных ставок по долговым бумагам в Греции и Испании после того, как там было объявлено об увеличении бюджетного дефицита. Поводом для пересмотра бюджета, по словам Ростовски, не могут стать даже макроэкономические показатели, хотя польское правительство, как и его украинские коллеги, "промахнулось" с темпами роста ВВП в 2009 году. Такая жесткая фискальная политика во время кризиса говорит о том, что в противостоянии экономическому спаду Варшава делает ставку на монетарную политику, которую теперь можно будет по мере необходимости ослаблять, снижая учетную ставку.

Правда, не все страны так заботятся о бюджетных показателях, как поляки. Некоторые решили проигнорировать малоутешительные перспективы 2009 года для государства (например, вынужденное наращивание бюджетного дефицита и госдолга) и сосредоточиться на удержании экономики от усиления экономического спада. Так, Литва переживает серьезное сжатие экономики (по бюджетному прогнозу - на 4,8%) в текущем году.

Для борьбы со спадом правительство начало проводить фискальное стимулирование экономики, что вылилось в 2,1% бюджетного разрыва в 2009-м. Однако литовский сейм не ставит себе целью сокращать этот разрыв в нынешнем году. У Вильнюса более далеко идущие амбиции - довести дефицит госбюджета до 1% ВВП в 2010 году и выйти на абсолютно сбалансированный бюджет уже в 2011-м. Но для этого необходимы стабильно высокий экономический рост и структурные реформы. Без них, по расчетам Еврокомиссии, Литве в 2010 году "светит" в лучшем случае дыра в бюджете в размере 3% ВВП. Поэтому литовское правительство во главе с премьером Андриусом Кубилиусом решило посвятить 2009 год сокращению государственных расходов, ослаблению влияния высокой инфляции на экономику страны и подготовке почвы для будущего роста экономики, не зацикливаясь на бюджетных показателях.

Еще один малореалистичный показатель, легший в основу госбюджета, кроме темпов роста ВВП, - инфляция на уровне 9,5%. Заниженный уровень роста цен грозит недооценкой стоимости запланированных бюджетных расходов. Причем серьезной недооценкой, поскольку повышение потребительских цен на 9,5%, как предусмотрено в бюджете, и на 18,8%, как обещает МВФ, или, скажем, на 15-17%, как предполагают отечественные эксперты, отличается довольно существенно при перерасчете на миллиарды. Поскольку "двигать ценами" будут не столько внутренние рынки, сколько удорожание импорта, подобных инфляционных высот нам в этом году не избежать, несмотря на рост безработицы и снижение потребительского спроса. Хотя, по данным Международного центра перспективных исследований и GFK Ukraine, индекс потребительских настроений упал в конце 2008 года на 15,4 пункта - до восьмилетнего минимума в 53,9. Это свидетельствует о падении склонности украинцев к потреблению, что помогло сбить индекс потребительских цен с 25,3%, которые Украина достигла, по оценкам МВФ, в 2008 году.

На ценах сказалась и стартовавшая осенью 2008-го девальвация гривни, способствовавшая снижению покупательной способности населения. Кстати, бюджетный прогноз по курсу нацвалюты - далекий от сегодняшних реалий уровень в 7,5 грн./$ - чреват для кабминовцев как минимум нехваткой средств на обслуживание внешнего долга и финансирование импортных госзакупок. Хотя и добавит привлекательности цифрам по украинскому экспорту.

В целом инфляция во многих странах мира - гораздо меньшая головная боль для находящихся у власти в 2009 году, чем в 2008-м. В основном "благодаря" экономическому спаду. В странах ЦВЕ она вряд ли будет превышать 7%, а в развитых западных экономиках и вовсе будет порядка 1-3%. Поэтому в их бюджетах инфляция заложена скорее на завышенном уровне, чем на заниженном, как в Украине. Например, в Венгрии бюджет рассчитывался в ожидании 4,5% инфляции, в то время как МВФ прогнозирует 4,1%.

Елена Снежко  Инвестгазета

Читать также:

Долг неплатежом красен: возможен ли дефолт Украины?

Аграриям готовят финансовую петлю?

Рынок кончился

Основные экономические показатели

Российский прогноз 2009 - Глобальные Сценарии Мировых Рынков

Экономический цикл и его фазы

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua