Фунт лиха
Банки - Банки
09.02.2009

ImageНынешний финансовый кризис в одночасье "схлопнул" банковскую систему Великобритании. Участники финансового рынка фактически перестали кредитовать друг друга, возник эффект острой нехватки денег. Самая либеральная банковская система мира оказалась на пороге национализации.

Заразная болезнь

Страна оказалась вся в долгах. Однако администрацию Гордона Брауна это, похоже, не смущает. Более того, она небезуспешно перекладывает часть своих обязательств на налогоплательщиков (500 млрд. фунтов стерлингов на скупку плохих долгов берутся из их кармана), но это справедливо. Сотни тысяч британцев получали ипотечные кредиты, не имея ни малейшей возможности их вернуть.

Попробуйте взять кредит в немецком или французском банке даже под залог собственной недвижимости - крайне сложная процедура. Законопослушного немца или француза заставят принести сотню справок, включая декларацию о доходах троюродного дяди, в то время как в Британии взять ипотечный кредит было парой пустяков.

Дело доходило даже до того, что если компьютер выбрасывал "красный флажок", предупреждая о неблагонадежности клиента, его перезагружали и вводили более удобоваримую информацию. Банки столь навязчиво предлагали ипотечные кредиты людям, не имевшим реальных доходов, что даже самые осторожные из них соглашались пожить в долг. Не каждый может отказать себе в удовольствии провести два-три года в симпатичном домике или квартире, а там как фишка ляжет - может быть, подвернется и постоянная работа.

Не отставали британские банки и в покупке американских ипотечных расписок. Вера в американские бумаги была столь велика, что на Британских островах, где наиболее активно продавались ипотечные пакеты, мало кто усомнился в их надежности. Когда пирамида рухнула, разразившийся мировой финансовый кризис обесценил "высоколиквидный" американский продукт до уровня обычной бумаги.

Британские банки, вложившиеся в американские ипотечные бумаги, стали объявлять о многомиллиардных убытках и взывать о помощи к правительству. Однако Кабинет Гордона Брауна не сразу согласился подписать чек терпящим убытки банкам. В итоге время было потеряно, а отток вкладов и закрытие лимитов между банками сделали банковскую систему Туманного Альбиона самой уязвимой в Европе.

Первые ласточки

Все началось еще в феврале прошлого года с восьмого по активам ньюкаслского банка Northern Rock. Тогда "успокоительное" заявление Банка Англии стало причиной первого за сто лет массового отзыва денежных средств с депозитов. Центральный банк, который тридцать лет не оказывал прямой помощи коммерческим банкам, был вынужден объявить о выделении Northern Rock экстренной помощи для поддержания ликвидности. Впоследствии, после зачисления банка Northern Rock на правительственный баланс, к государственному долгу Великобритании прибавились $175 млрд. Это был первый случай национализации в стране с 1971 года.

Проблемы Northern Rock привели к цепной реакции, в результате чего правительство было вынуждено объявить первый пакет мер для поддержки банковского сектора, включающий частичную национализацию. В частности предполагалось, что банки выпустят привилегированные акции, которые выкупит государство. Сумма средств, которые Минфин готов был направить на выкуп таких бумаг, составляла 50 млрд. фунтов стерлингов - около 64,5 млрд. евро. Среди банков, согласившихся на привлечение капитала у государства, оказались крупнейшие игроки: Abbey, Barclays, HBOS, HSBC, Lloyds TSB, Nationwide Building Society, Royal Bank of Scotland и Standard Chartered.

Программа рекапитализации предполагала создание специального фонда, который должен был предоставить указанным банкам капитал первого уровня на сумму 25 млрд. фунтов стерлингов (32,2 млрд. евро). Такая же сумма предоставлялась и другим банковским учреждениям, которые намеревались присоединиться к программе, у которых правительство готово выкупить привилегированные акции, или же (по их желанию) войти в акционерный капитал. Ко всему прочему Банк Англии намеревался предоставить по специальной схеме 200 млрд. фунтов стерлингов (257,7 млрд. евро) для поддержания ликвидности в банковском секторе.

Буквально тут же был национализирован банк Bradford & Bingley, из которого напуганные вкладчики изъяли за несколько дней десятки миллионов фунтов стерлингов. Эта мера правительства уже была воспринята гораздо спокойнее, нежели первый опыт национализации в британском банковском секторе с Northern Rock.

Убытки растут

"Я возмущен Royal Bank of Scotland (RBS) и тем, что произошло", - заявил британский премьер. Ему было чем возмущаться: третий по капитализации банк Британии - Royal Bank of Scotland (RBS) - сообщил, что в 2008 году его убыток может достичь 28 млрд. фунтов ($41 млрд.). Это крупнейший чистый убыток на Британских островах. Раньше этот рекорд принадлежал мобильному оператору Vodafone, который в 2006 году потерял 22 млрд. фунтов.

Только месяц назад, в декабре 2008 года, в ходе допэмиссии власти страны приобрели 58% акций банка на общую сумму $23 млрд. Тогда аналитики заявляли, что фактическая национализация финучреждения была ожидаема - после того как в октябре 2008 года банк сообщил, что правительство инвестирует 5 млрд. фунтов в его капитал через покупку привилегированных акций и сообщил о проведении допэмиссии обыкновенных акций на 15 млрд. фунтов по цене 65,5 пенса за акцию. После частичной национализации правительство, видимо, избрало неправильную стратегию или не рассчитало, что годовые списания будут столь велики.

В результате 19 января 2009 года министр финансов Алистер Дарлинг наконец-то объявил о старте программы поддержки банков на сумму 50 млрд. фунтов стерлингов. Согласно представленному документу, эти средства могут быть направлены на выкуп неликвидных банковских активов. Еще 100 млрд. фунтов были запланированы в качестве расходов на обеспечение госгарантий по возможным убыткам от ипотечных облигаций и других схожих инструментов. Еще осенью Великобритания предложила план поддержки финансовой системы страны, на финансирование которого рассчитывалось потратить 500 млрд. фунтов стерлингов. 50 млрд. из них были запланированы на покупку части акций восьми крупных банков. Еще 200 млрд. правительство намеревалось предоставить банкам в качестве кредитов на аукционах рефинансирования. Остальные 250 млрд. фунтов стерлингов пойдут на обеспечение госгарантий.

Есть и новшества в плане Дарлинга. К плану был добавлен целый ряд мер, с помощью которых банкам предоставляется возможность сохранить кредитование экономики на должном уровне через схему гарантирования активов в ценных бумагах. В частности, правительство будет предоставлять гарантии инвесторам акций. Это должно помочь в финансировании ипотечных кредитов. Создан и дополнительный стабилизационный фонд в размере 50 млрд. евро для покупки корпоративных облигаций, коммерческих ценных бумаг и других долгов компаний. Конечная цель создания фонда состоит в стимулировании увеличения выдачи кредитов для компаний. Банки и впредь будут иметь доступ к ликвидным ресурсам Банка Англии через механизм discount window facility.

Центробанк, кроме контроля над процентными ставками, получил в свое распоряжение еще один рычаг управления. В частности банку было разрешено потратить до 50 млрд. фунтов стерлингов на приобретение ряда активов у банков для увеличения корпоративного кредитования и для нужд денежно-кредитной политики.

Ситуация с RBS заставила банкиров заговорить о "ползучей национализации" банковской системы в стране и дальнейшем переходе банков под государственный контроль в течение ближайшего времени. Однако о полной национализации крупных банковских учреждений Британии, того же RBS или Lloyds, речь пока не идет. Чиновники Минфина против полного государственного контроля над банковскими институциями. В частности заместитель министра финансов Великобритании Пол Майнерс 23 января в эфире Bloomberg высказался против национализации банков, уточнив, что цель правительства - восстановить эффективность банковского сектора. В то же время финансовый комитет парламента высказался за полную национализацию и контроль над системными банками.

Теперь взоры чиновников обратились на другой крупнейший банк страны - Barclays. И хотя топ-менеджмент утверждает, что, несмотря на списания в 8 млрд. евро, прибыль за 2008 год будет гораздо выше рыночных ожиданий, годовая выручка финучреждения может превысить 5,3 млрд. евро и что банк не нуждается в дополнительном капитале как со стороны государства, так и со стороны акционеров. Однако эксперты утверждают, что Barclays все же ведет переговоры с властями об использовании схемы страхования активов.

Алексей Харченко  Инвестгазета

Читать также:

McDonald’s знает, сколько на самом деле стоит гривня

Казахстан насильно обесценил свою валюту из-за соседей

Зона евро: расширяясь, сокращается

Вселенная доллара

Глобализация валютной системы: прыжок «тигровой кошки»?

Обвал на бирже грозит девальвацией всех валют

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua