Управление по доктору Хаузу
Карьера - Менеджмент
03.04.2009

ImageЗа предыдущие пару недель посмотрела сериал «Доктор Хауз» (более 100 серий, минут по 40). Поэтому вместо того, чтобы получать удовольствие от написания статей для рассылки, получала наслаждение от просмотра «хрестоматии по управленческой борьбе».

Рекомендую всем, кто еще не видел – смотреть. Вдумчиво, стараясь получить не просто удовольствие, а еще и пользу - осознавая суть происходящего, для того чтобы иметь возможность использовать подобные модели в своей жизни.

Попробую описать очень краткие выводы по поводу того, чтобы можно разглядеть в докторе Хаузе, а затем поразглядываем какой-нибудь маленький фрагмент детально.

Итак, доктор Хауз – руководитель диагностического отделения крупной больницы. На протяжении всего сериала он чаще всего находится в одной из следующих ролевых пар:

1. подчиненный – руководитель. Хауз-подчиненный чаще всего выходит за рамки своей роли и навязывает совсем другое ролевое распределение. Если же он и подчиненный, то ярчайшим образом демонстрирует все типы отклоняющегося поведения – недовольство, уклонение от исполнения, перехват управления, война… Руководитель Хауза, доктор Кади, старается удержать его в рамках как может. Что у нее получается, а где она допускает ошибки?

2. руководитель – подчиненный. Хауз-руководитель очень точно видит границу между сотрудничеством в поиске истины (и позволяет подчиненным с ним не соглашаться, отстаивать свое мнение и безобразничать как угодно) и управленческой борьбой (и пресекает малейшие проявления неподчинения, посягательства на власть Хауза и попытки выйти из роли подчиненного). Поощрения и наказания Хауза – это тончайшее искусство: приближение и удаление через шутку, выражение глаз – это действует сильнее, чем повышение зарплаты или выговор с занесением в личное дело…

3. специалист – клиент (еще точнее врач – пациент). Здесь Хаузу тоже нет равных. Хауз лучший диагност (правда, не могу сказать чего – города, штата, страны или мира…). Он действует по принципу «не потому что, а для того чтобы». Ради цели поставить диагноз и вылечить пациента он ведет борьбу и с пациентом и его окружением, и с персоналом больницы, и с кем угодно. А борьба – это путь обмана. И Хауз отлично знает, где обман этичен – и обманывает противника виртуозно. При этом Хауз также отлично знает, где обман неприемлем – и в этих случаях действует по принципу «быть, а не казаться». Поэтому «режет матку-правду» в глаза там, где надо и не надо. Упрекнуть Хауза в тактичности сложно. Здесь он перегибает палку – и произносит те слова, которые другие люди предпочитают оставить для «личного пользования». Зато можно поучиться искусству говорить себе правду.

4. Еще Хауз играет роль друга (тоже довольно точно) и некоторые другие роли.

Чему еще можно учиться у Хауза, за чем стоит понаблюдать:

- адекватная картина мира – это очень большая ценность

- внимание к мелочам и деталям, умение отличать пустое от твердого позволяет делать картину мира все более адекватной

- умение понимать чужую картину мира, и умение менять ее; умение корректировать свою картину мира, кстати, тоже

- большинство из 12 ценностей Таллиннской школы менеджеров руководят Хаузом несмотря на то, что Хауз вряд ли с ними знаком…

- приемы управленческой борьбы, даже, пожалуй, местами и стратагемы – достойны специального изучения

- принятие управленческих решений

- работа с командой

Пожалуй, остановимся - и так уже длинный список.

Теперь возьмем один диалог и поразглядываем его. Первая серия первого сезона. Первый диалог. Хауз со своей командой. Для тех, кто не смотрел еще сериал – действующие лица:

Доктор Хауз и его подчиненные, три врача – Чейз, Кэмерон и Форман. Форман – новенький в команде. Все рассматривают снимок (рентген или что-то типа того) пациента.

Кто-то из команды - Это повреждение ткани.

Хауз - А большое зеленое пятно посередине большого синего пятна на карте - это остров. Я надеялся на что-то более изобретательное.

Шутка (точнее, ирония) – это наказание. За что? За трату времени на озвучивание очевидных вещей. За это Хауз наказывает постоянно.

Форман - Разве нам не стоит сначала поговорить с пациентом, прежде чем начать ставить диагнозы?

Что означает эта реплика? А то, что это реакция перехвата управления. Реклама иного порядка: сначала поговорить с пациентом, потом ставить диагноз. Все врачи так обычно и делают. У Хауза же другой порядок.

Хауз - Она врач?

Эта реакция не осталась незамеченной, но Хауз делает «поблажку» Форману как новичку и отвечает по сути. Одним коротким вопросом делает картину мира более ясной. О чем говорить с пациентом? В какой роли? Если как со специалистом по ее болезни – то она должна быть специалистом, т.е. врачом.

Форман - Нет, но...

Хауз - Все лгут.

Хауз уже продолжил логику мысли Формана и сразу дал на нее ответ. Форман бы предложил другую роль пациенту – человека, который знает, как жил пациент до болезни и может помочь выявить причины заболевания. Но и эта роль не устраивает Хауза, потому что его картина мира довольно адекватна в отношении поведения людей и точно должна быть адекватна для постановки диагноза. Он знает, что люди не всегда говорят правду. По разным причинам. В сериале много эпизодов на эту тему, и достаточно диалогов о мотивах лжи.

Кэмерон (Форману) - Доктор Хауз не любит общаться с пациентами.

Это реакция приверженного (на грани перехода в сверхприверженного) подчиненного. Кэмерон хочет помочь Форману понять и букву, и дух тех порядков, которые устанавливает Хауз. Грань же здесь появляется из-за того, что Кэмерон сама не очень понимает этот дух, и поэтому дает свою, не очень верную, интерпретацию, на уровне «любит» - «не любит»…

Форман - Разве лечение пациентов не то, зачем мы стали врачами?

Хауз - Нет, лечение заболеваний - вот почему мы стали врачами.

Лечение пациентов угнетает большинство врачей.

А действительно, чем отличается лечение заболевания – и лечение пациента? Что значит одно – и что значит другое? Кто занимается одним – и кто другим?

Хауз действует по принципу «Делай не человеку лучше, а человека лучше» в узком смысле – человек без заболевания лучше человека с заболеванием. Хотя периодически он выходит за эти рамки, и делает человека лучше не только с этой точки зрения. При этом практически никогда Хауз не делает «человеку лучше»… Мало кто получает удовольствие от общения с ним. Пользу – да. А вот удовольствие… извините. Лечение – это чаще всего больно. «Плохо сейчас – и хорошо потом…»

Лечение пациента – это перевоспитание. Согласны? А этим занимается Учитель. А не Врач. Согласны? Хауз не покушается на роль Учителя. Он точно знает свою роль – Врач-диагност.

Форман - Так вы пытаетесь искоренить человечность из медицинской практики.

Хауз - Если с ними не разговаривать, то они не смогут нам солгать, и мы не сможем солгать им. Значение человечности преувеличено.

Я не думаю, что у нее опухоль.

Что такое человечность? Что такое человечность в медицинской практике? В одном из других диалогов Хауз задает пациенту примерно такой вопрос: «Вы бы предпочли, чтобы Вас, умирающего, держал за руку врач? Или чтобы Вас врач вылечил, но не держал за руку?»

Хауз объяснил новичку дух своих порядков. Дискуссия закончена. И точкой в ней является возврат к делу – постановке диагноза. Переход от темы к теме при работе с командой Хауз использует постоянно. При этом это только его право, право руководителя – определять регламент разговора. И если кто-то пытается сам изменить тему – Хауз непреклонен.

Форман - Еще на первом курсе мединститута учат при звуке копыт предполагать "лошади", а не "зебры".

Хауз - Ты все еще на первом курсе мединститута?

Хауз опять наказывает ироничной шуткой. Теперь за что? За мысли и область ближайшего развития, в которых – поиск стандартных решений по правилам. Хауз работает с нестандартными, сложными случаями. Ему не нужна работа по правилам. Другие врачи уже так работали с этими пациентами – и ничего не вышло. Поэтому наказания – за «стандарты», и поощрения – за «нарушение правил». При поиске истины, конечно…

Форман - Нет.

Хауз - Во-первых, ничего нет на результатах компьютерной томографии.

Во-вторых, если это лошадь, то тогда добрый семейный врач в Трентоне уже бы произвел очевидный диагноз и этот случай никогда бы до нас не дошел.

Дифференциальный диагноз, народ. Если это не опухоль, то кто наши подозреваемые? Почему она не могла говорить?

У Хауза можно поучиться некоторым приемам принятия решений. Например, Хауз использует метод мозгового штурма (с некоторыми отклонениями от «правил», разумеется). Он выписывает симптомы на доску, иногда – возможные диагнозы. По мере отказа от версий – вычеркивает их.

Чейз - Аневризм, сердечный приступ или другой ишемический синдром.

Хауз - Сделайте ей контрастную магнитно-резонансную томографию.

Опять про принятие решений. Хауз не ждет единственного идеального решения. Он действует. Быстро. Он проверяет все возможные варианты, часто рискует, начиная ошибочное лечение, и получая новые симптомы, помогающие обнаружить настоящее заболевание. При этом Хауз умеет разглядывать картину миру. А это дает возможность самой мелкой подсказке указать на верное решение. Каждое дело он доводит до разгадки. Поэтому растет и глубина его интуиции. И всегда Хауз оказывается прав, удивляя и раздражая этим окружающих.

Кэмерон - Болезнь Крейцфельда-Якоба.

Хауз - Заболевание коровьим бешенством? Бешеная зебра.

Форман - Энцефалопатия Вернике?

Хауз - Нет, уровень тиамина в крови был нормальным.

Форман - Лаборатория в Трентоне могла неверно провести анализ крови. Я предполагаю, что раз люди лгут, то они могут и облажаться.

А это уже реакция приверженного подчиненного (немножко с натяжкой, потому что здесь врачи выступают в других ролях – ищущие истину...) Форман помогает строить адекватную картину мира. И при этом принимает дух порядков Хауза.

Хауз - Проведите анализ крови заново.

И проведите ей контрастную томографию как можно быстрее.

Давайте выясним, с какой зеброй мы имеем дело.

Хауз поощряет реакцию Формана: помимо того, что он соглашается с этим аргументом, он смотрит другим глазами на Формана, тепло-одобрительно – и выражение лица Формана меняется. Это надо увидеть, конечно… Что настоятельно и рекомендую сделать.

С уважением, Галина Жукова http://www.KRMasters.ru

Читать также:

Страх перед начальником

Законы доминирования

Стиль Яги

Синдром менеджера-игрока

Что делает страх с лидерами?

Мотивация: как заставить человека работать?

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua