Машинная ввозня
Бизнес - Экономика
28.04.2009

ImageВ мире предпринимаются беспрецедентные меры по спасению автомобильной промышленности. Автоконцернам и потребителям помогают деньгами и льготами

История болезни

    Американский автопром нынче напоминает запущенного больного из сериала “Доктор Хаус”. Обычные лекарства помогают мало — время готовиться к сложному хирургическому вмешательству с непредсказуемым исходом. Есть, правда, одна проблема: “аптечка” сильно похудела. Как заявил глава министерства финансов США Тимоти Гайтнер, из $700 млрд “плана Полсона” на конец марта осталось лишь $135 млрд. Средства ушли в основном на спасение банковской системы.
    Пока тенденции таковы. Автомобилей всех марок в марте 2009 г. продано примерно на 37% меньше, чем за этот же месяц в 2008 г. Всего реализовано 857 тыс. автомобилей. На первом месте по падению продаж General Motors (–44,7%), на втором — Ford (–40,9%), на третьем — Chrysler (–39,3%). А вот продажи Kia и Subaru выросли на 3,4% и 1,3% соответственно. Правда, по сравнению с февралем, дела в марте у всех пострадавших несколько улучшились. За счет мощных скидок, льготных кредитов (например, Ford и Hyundai помогают обслуживать кредит тем, кто был уволен) продажи авто, по сравнению с провальным февралем, увеличились на 25%. Дополнительно спрос стимулирует американская налоговая служба. Тем, кто купил (или купит) автомобиль или мотоцикл в период с 16 февраля текущего года по 1 января 2010 г. по цене не более $49,5 тыс., в 2010 г. будут возвращены уплаченные налоги. Кроме того, рассматривается законопроект, согласно которому покупателю нового авто, собранного в Америке, с расходом топлива не более 8,7 л на 100 км будут доплачивать $7,5 тыс.
    Молодцом держится лишь Ford, сумевший не только обойтись без государственного кредита, но и существенно сократить свои долги. Шутка ли, из $25,8 млрд удалось выплатить $9,9 млрд. Из них наличными — $2,4 млрд, остальное — 468 млн акций. Вот что значит вовремя избавиться от убыточных отделений — Land Rover и Jaguar, которые, правда, уже получили 800 млн фунтов от английского правительства, чтобы удержаться на плаву. Для полного счастья остается только пристроить в хорошие руки Volvo.
    Chrysler на всех парах движется к полному и окончательному слиянию с Fiat. По условиям будущего союза, который поддерживает министерство финансов США, итальянцы получат 35% Chrysler. Со временем доля Fiat будет увеличена до 55%. Причем получат итальянцы ее “по бартеру”, заплатив не долларами, а своими технологиями. В частности, Fiat будет содействовать созданию новых компактных и экономичных автомобилей (вдруг бензин подорожает), а также поможет продвижению “американцев” в Европу. Правда, и Chrysler, скорее всего, поделится платформой для большого и неэкономичного заднеприводного автомобиля, которого так не хватает итальянцам для нормальной конкуренции с грозными Mercedes-Benz и BMW. По иронии судьбы, крайслеровская заднеприводная платформа как раз и позаимствована со старого Mercedes E-класса еще во времена нежной дружбы Daimler с Chrysler.
    Для ускорения процесса объединения на пост президента и председателя совета директоров Chrysler вместо Боба Нарделли назначили нынешнего исполнительного директора итальянского концерна Серджио Марчионне. Любопытно, что в новый совет директоров будет включен, скорее всего, и представитель рабочей группы президента США по вопросам автомобильной промышленности. Собственно, по условиям соглашения с правительством США, слияние — это пока единственная альтернатива банкротству. Кроме того, создание альянса Chrysler с Fiat позволит получить еще $6 млрд помощи.
    General Motors нынче превратился в полусоциалистическое предприятие. Выделив $13,4 млрд из бюджета, правительство получило право менять руководство концерна, как ему захочется. Рик Вэгонир был отправлен в отставку, а вместо него на пост генерального директора компании назначили Фрица Хендерсона. По неприятному стечению обстоятельств, на пенсию собрался и один из лучших автомобильных менеджеров нашего времени Роберт Лютц, вице-президент концерна General Motors по глобальным разработкам. С его легкой руки были запущены в серию все самые яркие и красивые автомобили GM последних лет. 
Генеральный директор GM Рик Вэгонир был уволен правительством США, прямо как директор государственного предприятия. Вместо него назначен Фриц Хендерсон (на фото). Такого не было даже во времена социалистического “нового курса” Франклина Рузвельта


    Однако самое интересное не это. Как сообщает газета “The New York Times”, министерство финансов США рекомендует GM начать подготовку к банкротству, процедура которого, вероятно, будет запущена до 1 июня этого года. Считается, что таким образом бывшая первая по величине в мире автомобильная корпорация хотя бы избавится от долгов по выплате дивидендов акционерам. Кроме того, можно будет сэкономить на пенсиях и выплатах по медицинской страховке. Вероятнее всего, на плаву останутся только два отделения — Cadillac и Chevrolet. Остальные будут либо ликвидированы, либо проданы.
    Кому же планируется сбыть осколки былой славы? Формально независимый поставщик комплектующих для GM — Delphi — продает два своих филиала китайской промышленной группе Beijing West Industries за $100 млн. За эти деньги китайцы получают доступ к новейшим технологиям в области разработки и производства тормозных систем и подвесок с электронным управлением. На отделения Opel и Vauxhall внимательно посматривают китайцы в лице SAIC (Shanghai Automotive Industry Corporation), а также некие арабские инвесторы. Китайцы, правда, пока опровергают слухи о своем желании подобрать “бесхозные” марки. А в мире автобизнеса это может означать все что угодно. Марку SAAB, судя по всему, пустят с молотка. Как заявил юрист Ги Лофальк, занимающийся реструктуризацией отделения, желающих собралось не меньше двух десятков. В июне (после вероятного банкротства GM) все и решится.

Отличные показатели роста демонстрирует рынок Китая.
После того как партия и правительство решили и дальше повышать благосостояние трудящихся, снизив налоги при покупке автомобилей с двигателем объемом до 1,6 л, в марте
было продано около 772 тыс. легковых автомобилей

Способы продвижения

    В Германии полным ходом работает правительственная программа финансирования автолюбителей. Тот, кто сдаст легковой автомобиль старше 10 лет в металлолом и купит новый, получит EUR2,5 тыс. компенсации. Общая сумма государственных денег, выделенных правительством на развитие автомобильного рынка, — EUR1,5 млрд. Результат впечатляющий: продажи рванули вверх. В марте 2009 г. было продано 400 тыс. легковых автомобилей, т.е. на 40% больше, чем в марте 2008 г.! По иронии судьбы, отлично продаются автомобили местного отделения GM Opel, того самого, которое в рамках реструктуризации планируют то ли закрыть, то ли продать.
    Похожую программу запустили французы: каждый покупатель авто получает EUR1 тыс. премии, в результате чего продажи в марте, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли на 8%. Всего было реализовано 204 тыс. авто. В Испании дотирование покупателей авто началось со второй половины марта. На обновление автопарка выделено EUR1,2 млрд. В Словакии доплачивают EUR1,5 тыс., при условии, что новая машина стоит не дороже EUR25 тыс. Выделено на программу немного — EUR33 млн. На EUR1,5 тыс. могут рассчитывать итальянцы. Их правительство предусмотрело для этой цели EUR2 млрд. Подобный допинг собираются применить и англичане, у которых продажи упали на треть. В Польше сделали еще проще — отменили НДС при покупке нового автомобиля, если старый при этом сдается в утиль.
    Отличные показатели роста демонстрирует рынок Китая. После того как партия и правительство решили и дальше повышать благосостояние трудящихся, снизив налоги при покупке автомобилей с двигателем объемом до 1,6 л, продажи в марте 2009 г. выросли на 10% по сравнению с мартом 2008 г. и на 27% по сравнению с февралем 2009 г. Всего в марте было продано около 772 тыс. легковых автомобилей. По пути снижения налогов при покупке автомобилей пошла и Бразилия, что сразу же увеличило продажи в марте на 17% по сравнению с февралем (226 тыс. авто).
    Даже в России введена программа выделения госсубсидий для уменьшения процентной ставки по кредитам на автомобили местной сборки или производства стоимостью до 350 тыс.руб. (чуть более $100 тыс.). Если раньше ставка составляла 18% годовых, то теперь 2/3 ее государство берет на себя, а покупателю остается выплатить лишь 9,33% годовых. На реализацию программы выделено около 2 млрд рублей. Данной суммы хватит лишь на 150 тыс. автомобилей. Но ведь это еще не все. Российское правительство планирует выделить еще около 12,5 млрд руб. на закупку автомобилей для госструктур. Общее же падение продаж в марте 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., составляет примерно 47%.

Текст: Юрий Голубовский http://www.business.ua/

Читать также:

В понедельник был отмечен бум слияний и поглощений

Китай скупает ключевые активы по всему миру

Последствия кризисов

Баффет напророчил экономике США длительную разруху

Porsche неожиданно заработал €6,8 млрд. на акциях Volkswagen

Автотрейдеров становится меньше

Залоговые машины продают по «смешным» ценам

General Motors больше не лидер мирового автопрома

Кризис добрался до автомобильного рынка

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua