Мораторий на азарт
Разное - Новини
20.05.2009

ImageМассовое изъятие лицензий на украинском рынке азартных игр выгодно российским компаниям. Запрет на азартные игры приведет к еще большей тенизации и криминализации этой сферы.

Из здания бывшего гастронома грузчики выносят игровые автоматы, на витринах, ранее украшенных наклейками с тремя семерками, теперь высятся горы аппетитных продуктов. В соседнем магазине, где еще недавно размещалось казино, вновь торгуют детскими товарами. А выходящие из школ и других учебных заведений дети уже не задаются вопросом: "А что же там, за красивой дверью с рулеткой и полуголыми девицами?" Если следовать букве закона, принятого 340 парламентариями в прошлую пятницу, именно такой благопристойный облик должны вновь принять украинские города. Азартные игры (в казино, букмекерских конторах, на игровых автоматах и электронных игорных площадках) запрещены до принятия специального законодательства, регулирующего их организацию.

Если президент Виктор Ющенко подпишет закон, с нарушителей запрета будут взимать штраф в размере восьми тысяч минимальных заработных плат (около пяти миллионов гривен) с последующей конфискацией оборудования и перечислением прибыли в госбюджет. По информации Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ), в случае вступления закона в силу 200 тысяч человек останутся без работы, а бюджет недосчитается сотен миллионов гривен доходов. А значит, такой закон в полной мере не заработает никогда.

Тотальные нарушения

По данным АДИБ, сейчас по лицензии Министерства финансов работает более 200 предприятий. Ежегодно в бюджет поступает 700 млн гривен, уплаченных за патенты и лицензии, почти столько же игорные заведения платят в виде прочих налогов. Местные власти выдали более 120 тыс. торговых патентов на игорные залы, собрав в 2008-м в бюджеты 587,6 млн гривен. В целом в сфере азартных игр функционируют свыше четырех тысяч предприятий, имеющих около 13 тыс. игорных заведений. Наиболее популярны среди украинцев игровые автоматы.

Лицензия на право заниматься игорным бизнесом стоит 150 тыс. евро на пять лет. Ее наличие позволяет открыть неограниченное количество игорных залов. В среднем на одну лицензию открывается около 80 залов. Но многие заведения работают и без лицензии. "По сути, 70% рынка азартных игр находится в тени. Нелегальный бизнес ”крышуют”, как правило, правоохранительные органы, то есть те, кто должен следить за деятельностью игровых заведений", - рассказал "Эксперту" заместитель главы Госкомпредпринимательства Сергей Третьяков.

Даже лицензированные залы нарушают законодательство. "В залах игровых автоматов могут находиться столы для покера, хотя это незаконно, поскольку для казино клубного типа требуется отдельная лицензия. Несмотря на запреты, игровые автоматы располагаются в подземных переходах, на улице, в общественных заведениях, в жилых домах", - подчеркивает Третьяков. Такая халатность стала причиной трагедии в Днепропетровске две недели назад, когда в результате пожара в зале игровых автоматов "Метро Джек Пот" (принадлежит ООО "Порыв", самому крупному игроку рынка), расположенном на первом этаже жилого дома, девять человек погибли и одиннадцать попали в больницу.

После трагедии в Днепропетровске премьер-министр Юлия Тимошенко объявила войну игорному бизнесу. Кабинет министров решил прикрыть все игорные заведения на срок с 8 мая до 9 июня для проведения комплексной проверки. Следуя правительственному распоряжению, Министерство финансов издало приказ о приостановлении действия лицензий игорных заведений.

Бизнесмены, в том числе работающие нелегально, отреагировали на это забастовкой. "Приказ незаконный. Тотальная приостановка лицензий - это грубое нарушение закона о лицензировании", - уверяет юрист Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса Виктор Литвиненко. По его словам, игроки рынка уже готовят судебные иски к Минфину и рассчитывают отменить приказ через суд. Бизнесмены предполагают, что днепропетровская трагедия просто стала удобным поводом для передела рынка. Дело в том, что сейчас массово закрываются залы игровых автоматов в России. С 1 июля игорный бизнес будет разрешен там только в специально обустроенных зонах. Ни одна зона еще не работает, хотя запрет на азартные игры начнет действовать через полтора месяца. Сотни тысяч игровых автоматов в Российской Федерации сейчас демонтируются, и их владельцы лихорадочно ищут новые рынки. Хорошо знакомая Украина - самый лакомый и емкий рынок. Массовая проверка условий лицензирования ударит прежде всего по легальным компаниям и упростит приход новых игроков.

Веерная лицензия

Согласно еще одной версии игроков рынка, правительство решило заработать в сложные кризисные времена, устроив всеукраинскую акцию перелицензирования игорного рынка. "Сложилась странная ситуация: легальный бизнес остановился, а нелегальный продолжает работать как ни в чем не бывало. По всей Украине функционируют игровые точки, несмотря на шум в Кабмине", - говорит Третьяков.

Причинно-следственная связь между трагедией в Днепропетровске и запретом на игорный бизнес выглядит неадекватно, считает вице-президент Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса Григорий Трипульский. "Мы за безотлагательную проверку соблюдения требований законодательства о технике безопасности. Но запрет на азартные игры ничего не изменит, только уменьшатся поступления в бюджет. Легально работающие компании должны находиться в правовом поле и не становиться жертвами произвола чиновников", - считает Трипульский.

В Украине нет специальных законов об азартных играх. Игорный бизнес, как и семь десятков других видов деятельности, с 2000 года подлежит лицензированию на основании одноименного закона. Лицензия выдается на "организацию и содержание тотализаторов, игорных заведений". Первые лицензионные условия на организацию игорных заведений появились в 2005-м, а на сами игровые залы - в 2007 году. Сначала они возникли во Львовской области, а позже еще в семи регионах Украины. Такое двойное лицензирование - на общегосударственном и региональном уровне - усложняет контроль над игорным бизнесом. Отсутствие единой процедуры выдачи лицензий провоцирует недоразумения между участниками рынка, создает почву для злоупотреблений и коррупции. "Игорный бизнес регламентируется одним-единственным документом - лицензионными условиями. Проверки операторов относятся к компетенции Минфина и Госкомпредпринимательства. Они могут привлекать специалистов местных органов власти, то есть обязательное участие наших представителей в этих проверках ничем не утверждено", - жалуется заместитель мэра Славянска (Донецкая область) Юрий Чернощек. Своим успехом в борьбе с "однорукими бандитами" чиновник считает уход из Славянска некой северодонецкой компании. Для этого исполкому пришлось пройти через суды, а в итоге вместо одной компании появилось с десяток других.

Попытки законодательно урегулировать игорный рынок предпринимались. Соответствующие законопроекты предложили Григорий Смитюх (Партия регионов), Валерий Писаренко (БЮТ), Оксана Билозир (НУНС) и другие. Основная идея всех этих текстов - перенос игровых автоматов на специальные территории. Сейчас эту идею подхватило и правительство.

Вне зоны доступа

"Теория о выносе игорного бизнеса за черту города только звучит красиво. Но возникает множество вопросов: кто будет создавать инфраструктуру, сколько будет стоить земля, где ее взять? А ведь есть и другая модель - создание особых условий для ведения бизнеса в отдельных городах. Кроме идеи зонирования есть и такая: ввести дополнительные ограничения, но всё-таки оставить игорные заведения в крупных городах. Необходимо установить запрет на размещение автоматов в магазинах, кафе, жилых домах, возле школ и церквей, на рекламу игорного бизнеса и так далее", - считает председатель Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская (БЮТ). По ее мнению, российская модель зонирования не является идеальным примером для нашей страны.

Эффективность зонирования не до конца ясна и правительству РФ. Революционный Федеральный Закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" от 2006 года может вовремя не заработать. Документ подразумевает создание в России четырех игорных зон вне жилых поселений ("Азов-сити" на юге, "Сибирская монета" на Алтае, "Приморье" на Дальнем Востоке и "Янтарная" в Калининградской области), куда до 1 июля 2009 года должны быть переведены все игорные заведения, кроме букмекерских контор и тотализаторов. Общая стоимость этого проекта вдвое превысила стоимость Олимпиады в Сочи, составив 31,2 млрд долларов. Но кризис обострил проблемы: сегодня в бюджете нет денег на создание зон. Инвесторов, на которых рассчитывали регионы, тоже нет.

Пока попытка реформы азартного рынка в РФ привела к массовому расширению российского игорного бизнеса в близлежащие страны, в первую очередь в Украину. Боязнь экспансии российского бизнеса вкупе с популизмом стала одной из причин принятия закона о запрете игорного бизнеса. Однако этот документ не запрещает игорный бизнес, а вводит временный трехмесячный мораторий на его ведение. За это время правительство обязано разработать и внести на рассмотрение парламента закон о регламентации игорного бизнеса, где будет предусмотрен запрет на открытие казино и залов игровых автоматов в черте города и определены зоны, отведенные для игровых заведений. Первыми кандидатами на роль украинского Лас-Вегаса выступают Крым, в частности, Ялта, а также карпатский регион. Таким образом, за время трехмесячного тайм-аута владельцы украинских казино обязаны согласовать новые правила игры и механизм защиты украинского рынка от экспансии извне. Лоббисты азарта уже рьяно взялись за прописывание новых правил игры.

Два налога на игру

Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций:

- Нужно установить новую систему налогообложения: налоги и патенты на игорное оборудование. Система должна быть смешанной - налог на операционный результат деятельности игорного заведения и налог, установленный от количества игорного оборудования (патент). Объектом налогообложения выступает прибыль игорного заведения, полученная им после уплаты выигрышей и операционных затрат. Ставка налога на прибыль - на уровне 30%. Это ограничит рост рынка азартных игр, оставив в распоряжении операторов рынка достаточное количество средств для инвестирования. Налог на количество игорного оборудования - плата стоимости патента за каждую единицу игорного оборудования (ставки варьируются в зависимости от типа оборудования). Такая система регулирования игорного бизнеса сохранит существующую систему патентования, но при этом позволит пересмотреть стоимость патента, чтобы приблизить ее к уровню, который применятся в странах Европейского союза.

Вырастет тень

Ксения Ляпина, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства, депутат от "Нашей Украины - Народной самообороны":

- Благими намерениями выстлана дорога в ад. Никто не задумывается над сутью принятого решения о запрете игорного бизнеса. Этот бизнес нужно ограничивать, однако делать это грамотно, а не так как написано в предложенном проекте. Игорный бизнес построен на низменных человеческих страстях, и его сокращение пойдет на пользу общества. Однако сделать это нужно таким образом, чтобы не напороться на криминализацию этого рынка. Запретные действия правительства могут усилить связь криминала с представителями правоохранительных органов. В итоге действия моратория приведут к росту теневого рынка азартных услуг.

Азарт перед выборами

Николай Кравченко, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства, член Компартии:

- Решение парламента о полном запрете игорного бизнеса - ошибка. Такие меры приведут к дальнейшей криминализации игорного бизнеса. У нас уже были запреты на алкоголь, у нас есть запрет на наркотики, проституцию, но это не значит, что мы их искореним. Россия три года назад ввела запрет на игорный бизнес, в результате рынок азартных игр тамошнему правительству неподконтролен. Истинная причина таких действий в другом: некоторые политики хотят получить поддержку за счет доходов игорного бизнеса для финансирования избирательных компаний. А для решения проблемы необходим закон, существенно ужесточающий требования к объектам игорного бизнеса. Этот законопроект готов, он прошел процедуру второго чтения в комитете и дважды выносился в зал для голосования, но дважды его по каким-то причинам снимали…

Некоторые политики по одной причине не хотят, чтобы этот закон был принят. В нем выписаны очень жесткие условия существования игорного бизнеса: ограничения по размерам, по количеству автоматов и по сумме выигрышей.

Мировой опыт регулирования азартных игр

В мировой практике есть три модели регулирования игорного бизнеса:

1. Полный запрет азартных игр, что характерно для стран с высоким уровнем влияния религии на жизнь общества (Иран, Израиль, Индонезия).

2. Частичная легализация игорного рынка, когда государство разрешает лишь некоторые виды азартных игр, и при этом территориально игорный бизнес может быть сосредоточен в специальных игорных зонах (Россия и Казахстан).

3. Полная легализация игорного бизнеса в рамках государственного контроля азартных игр (большинство стран Европы).

Ежегодно оборот игорного бизнеса растет, причем в кризис он, в отличие от других секторов экономики, смог сохранить свою рентабельность. По подсчетам аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers, общемировой оборот этой отрасли к 2011 году достигнет 144 млрд долларов, а ежегодный прирост всемирной игорной индустрии составит 7,2%. Именно по этой причине многие страны стараются либерализовать игорное законодательство, чтобы стимулировать его развитие на своей территории. К примеру, в Великобритании после существовавших с 1968 года ограничений на ведение игорного бизнеса, в 2005 году был принят закон, резко ослабивший стандарты регулирования, что позволило вдвое увеличить налоговые поступления от этого вида бизнеса.

На территории Израиля азартные игры полностью запрещены законом. Это заставляет местный бизнес обходить ограничения: дельцы открывают водные казино и клубы на борту яхт или кораблей, курсирующих вдоль побережья страны. Израильский игорный капитал активно строит казино в Палестинской автономии, где нет запрета.

Полностью запрещен игорный бизнес в Китае, что положительно сказалось на экономике Макао, где этот запрет не действует. Особый статус этого города позволяет ему оставаться столицей игорного бизнеса Азии. Игорный бизнес привлекает сюда ежегодно свыше шести миллионов туристов. По итогам прошлого года доход от деятельности казино в Макао превысил 13 млрд долларов. Однако в последнем квартале года прирост стал замедляться. Это связано как с глобальным финансовым кризисом, так и введенными Пекином ограничениями на выезд в Макао для жителей страны, прежде всего, из провинции Гуандун - это попытка правительства противодействовать коррумпированным госчиновникам, отмывающим в казино деньги.

Жесткое регулирование игорного рынка, когда государство разрешает лишь некоторые виды азартных игр и при этом территориально игорный бизнес сосредоточен в специальных игорных зонах, характерен для России и Казахстана. К внедрению их опыта сейчас склоняется и украинское правительство.

Александр Гончаренко  expert.ua

Читать также:

Бюджет США подлатают за счет налогов на порно

Украина получила второй транш кредита МВФ

Мобильная перепись

Налоговая намерена усилить контроль за интернет-магазинами

Валовой Внутренний Провал: осенью нас ждет вторая волна экономического кризиса

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua