Мохаммад Захур. Сталь, политика и шоу-бизнес
Люди - Биографии
20.07.2009

ImageОн приехал в Донецк студентом из Пакистана, а через 34 года покинул этот город с британским паспортом в кармане и миллиардом долларов на счету. Сколотив капитал в металлургии, один из самых загадочных украинских миллиардеров Мохаммад Захур сегодня пытается реализовать себя в медийной и банковской сферах

Под песни в исполнении звезды итальянской эстрады Тото Кутуньо бизнесмен Мохаммад Захур в апреле прошлого года прощался с коллективом своего детища - донецкого электросталеплавильного завода «ИСТИЛ» - и представлял нового собственника, депутата российской Госдумы Вадима Варшавского. Торжественный прием по этому поводу в гостинице «Донбасс Палас» потряс город: сюда съехались крупные бизнесмены, политики, руководство региона и даже представители дипломатических миссий. Провозглашая торжественные поздравительные речи, гости и представить себе не могли, что вскоре у Варшавского из-за долгов отберут квартиру, а Захур, наоборот, отпразднует новоселье в десятикомнатном дворце под Киевом.

Вовремя продав металлургический бизнес, создатель ISTIL Group удачно инвестировал в масс-медиа - его продакшн-студии удалось создать самое рейтинговое шоу страны - «Шустер Live». Однако разгоревшийся в июне конфликт с телеведущим Савиком Шустером может «подмочить» до недавнего времени безупречную репутацию украинского пакистанца. Другой крупный проект Захура - приобретение блокпакета акций Родовид Банка пока не увенчался успехом, однако в ISTIL утверждают, что вхождение группы в банковский бизнес - лишь дело времени.

Уже не металлург

Мохаммад Захур родился под счастливой звездой в крупном пакистанском мегаполисе Карачи в семье высокопоставленного чиновника. В середине 70-х годов Советский Союз активно строил в Индии и Пакистане сталелитейные заводы и в порядке дружественной помощи передавал соответствующие технологии. Это и определило будущую карьеру Захура. В 19-летнем возрасте его направляют учиться в Донецкий политех по металлургической специальности.

Первый опыт работы Мохаммад Захур получил на заводе Pakistan Steel, но уже тогда он оказался крепко привязанным семейными узами к стране, в которой получил образование. Поэтому на своей родине будущий миллиардер долго не задерживается и с 1987 по 1991 год живет в Москве, где работает директором представительства большой пакистанской торговой корпорации. Первый собственный бизнес Мохаммад Захур начинает в 1991 году с создания зарегистрированной в Гонконге металлотрейдерской компании Metalsrussia Corp Ltd., специализирующейся на продаже произведенной в России и Украине стали. За пять лет компания смогла войти в двадцатку крупнейших торговцев металлопродукцией с годовым объем экспорта 2 млн. тонн стали.

В 1993 году Захур создает компанию Metalsukraine Corp. Ltd, которая активно сотрудничает с Одесским морским торговым портом. Но вскоре в Metalsrussia Corp Ltd. была проведена реорганизация, вследствие которой и появилась ISTIL Group. Тогда же был приобретен контрольный пакет Донецкого металлургического завода. Это решение было вынужденным, поскольку у одного из ключевых акционеров Metalsrussia из Таиланда произошел конфликт с российскими властями, отказавшимися продавать ему металл, и Мохаммад Захур, чтобы не потерять рынок, решился на реорганизацию компании и приобретение производства в СНГ.

Завод «ИСТИЛ Украина» стал первым украинским металлургическим активом с иностранным собственником, а также первым сталелитейным предприятием, сумевшим получить кредит ЕБРР. С тех пор за Мохаммадом Захуром закрепился имидж серьезного хозяина с европейскими методами ведения бизнеса. Однако в 2000 году из-за долгов, образовавшихся еще до прихода пакистанского инвестора, завод «ИСТИЛ» оказался на грани банкротства, и концерн «Энерго» предложил собственникам ISTIL продать предприятие. Тогда Захур принял, как позже оказалось, «золотое» решение не выходить из игры и заключил с Виктором Нусенкисом удачную сделку по продаже только доменных цехов, оставив в своей собственности более рентабельный электродуговой комплекс.

В конце 2007 года, когда металлургические активы оказались самыми дорогими за всю историю отечественной отрасли, Мохаммад Захур решил сорвать большой куш. Быстро провести сделку оказалось несложно, так как по признанию самого предпринимателя, свой бизнес он всегда подготавливает для того, чтобы продать его на выгодных условиях еще большей акуле. «Всегда очень важно учитывать момент exit», - утверждает он. Бизнесмен провел переговоры с корпорацией ИСД, группой «Донецксталь», а также с некоторыми российскими и международными металлургическими компаниями. Однако выбор был сделан в пользу Berycan Limited, представляющей интересы собственника группы компаний «ЭСТАР» Вадима Варшавского. Учитывая, что в сделке был задействован не только донецкий завод, но и зарубежные прокатные предприятия, причалы в Одесском порту и сбытовые офисы ISTIL Group, общая сумма контракта, по оценкам экспертов, составила около $1 млрд.

Еще не банкир

По условиям сделки с группой «ЭСТАР» Мохаммад Захур обязался уйти из металлургического бизнеса на один год. Имея миллиард наличными, предприниматель стал реорганизовывать портфель своего бизнеса из узкоспециализированного металлургического в более дифферинциированный, поэтому обратил внимание на такие сегменты рынка, как IPTV, СМИ, отели, логистика и банки. Сегодня финансовый директор ISTIL Сергей Молчанов к перечисленным направлениям бизнеса также добавляет энергетику, экологию и кинопроизводство. Также стало известно, что г-н Захур планирует инвестировать в ряд крупных зарубежных активов: разведку-добычу нефти и газа в Пакистане, а также жилую недвижимость в ОАЭ и на Каймановых островах. При этом следует отметить, что группа всегда входит в бизнес исключительно на правах мажоритарного собственника (исключение - Родовид Банк).

В канун 2009 года появилась информация о том, что ISTIL начала переговоры о стратегическом партнерстве с акционерами Родовид Банка. Мажоритарный собственник и президент финучреждения Сергей Бубка тогда публично заявил о продаже контрольного пакета акций. ISTIL должен был заплатить $100 млн. за 39,2% акций банка и за 51% процессингового центра «Украинская финансовая сеть». При этом все акционеры банка оставались владельцами акций, а вырученные деньги должны были пойти на развитие финучреждения.

Это намерение вселяло оптимизм всему банковскому рынку, а идеолога сделки, заместителя председателя правления Родовид Банка Дмитрия Егоренко, даже сделало главой «родословного» финучреждения. Тогда на рынке утвердилось дружное мнение, что г-н Егоренко заслужил новую должность благодаря привлечению инвестора, что было равноценно «спасению» банка. Инвестор в лице Мохаммеда Захура оказался давним знакомым его акционеров, а сам Дмитрий Егоренко не скрывал, что проработал в должности заместителя финансового директора группы компаний ISTIL свыше десяти лет. Таким образом, все выглядело так, что в результате сделки, которая должна была завершиться в середине февраля, на должность главы был поставлен человек г-на Захура. Правда, на этом разговоры о сделке постепенно прекратились.

В марте в Родовид Банке была введена временная администрация, и вскоре финучреждение оказалось в числе первых реципиентов государственной финансовой помощи. Сергей Молчанов рассказывает, что группа сделала предложение государству о приобретении блокпакета акций банка, однако государство решило войти в банк почти со 100%-ной долей собственности. Тем не менее, ISTIL все еще являясь акционером финучреждения (до национализации владел 9% акций), не теряет надежд побороться за банк в будущем.

«Информационные потоки из Родовид Банка крайне скудны. Мне доподлинно неизвестна ситуация на данный момент, однако могу предположить, исходя из обрывочных сведений и хронологии событий, что группа ISTIL в итоге отказалась выступать миноритарием либо осознав объем проблем, либо разочаровавшись в возможности партнерства с государством», - утверждает один из предправлений украинских банков.

Переговорный процесс вполне мог бы завершиться реальной сделкой, если бы в отчетности банка не были отражены большие расхождения в балансе. Ведь после продажи металлургических активов пакистанский предприниматель больше не нуждался в финансовом учреждении, обслуживающем личный бизнес, и, скорее всего, инвестиции в Родовид Банк обуславливались желанием заниматься банковским делом системно.

Вероятно, группа Захура уже не первый год является акционером банка, а новогодняя сделка должна была лишь формально утвердить ее в роли серьезного игрока на банковском рынке и официально увеличить долю. Ведь еще на этапе создания Родовид Банка в 2004 году считалось, что банк принадлежит донецкой группе «Энерго», интересы которой уже много лет неоднократно пересекаются с группой ISTIL.

Обидчик Шустера

В киевском доме создателя группы ISTIL стоит статуя, изображающая Мохаммада Захура вместе с женой - певицей Камалией (Наталия Шмаренкова). Сюжетом для скульптуры стала коронация Камалии на конкурсе «Миссис мира-2008». Гламур и шоу-бизнес - важная сторона жизни экс-сталевара. Он и раньше часто появлялся на светских раутах и концертах в сопровождении любимой жены, поэтому, покончив с таким монотонным занятием, как металлургия, Захур с легким сердцем сосредоточился на бутиках, роскоши и масс-медиа.

Дом бизнесмена в Конче-Заспе имеет весьма интересный интерьер. Лестница со ступенями и полы сделаны из мрамора. В доме 10 комнат: спальни (красная, белая, голубая, зеленая), два кабинета, несколько ванных комнат и большая столовая. Всего же на территории усадьбы размером в 75 соток построены четыре дома, два бассейна - летний и зимний, а из окна открывается вид на Днепр. В доме много золота: на ручках дверей, кранах, лампах, вазах, мебели и даже на обоях. В ванной ручки кранов из настоящего хрусталя, а кабинет главы семейства оформлен в дереве и коже, на стенах - шелк.

До недавних пор любоваться внутренним убранством дворца имел возможность и Савик Шустер, который был частым гостем раутов, устраиваемых хозяевами. По заявлению гендиректора продакшн-студии «Истил Студиос» Дмитрия Котеленца, харизматичный телеведущий вместе с Виктором Самойленко («Поверхность-ТВ») убедил Мохаммада Захура вложиться в создание продакшн-компании «Савик Шустер Студиос». По неофициальным данным, на проект было потрачено от $12 млн. до $15 млн., и это была главная инвестиция пакистанского предпринимателя после металлургии. Тогда Савик Шустер охарактеризовал своих спонсоров как людей из большого бизнеса, у которых нет совершенно никаких политических интересов.

Но счастье длилось недолго. Черная кошка между Шустером и Захуром пробежала несколько месяцев назад. По словам телеведущего, причиной разрыва отношений стал конфликт между партнерами по проекту Мохаммадом Захуром и Виктором Самойленко. «Окружение Захура очень странное, они много чего делали за моей спиной», - разоткровенничался ведущий. По его словам, поняв, что осуществляется «нечто экстраординарное», он начал готовить плацдарм для отступления. А после того как студия изменила название на «Истил Студиос», и вовсе ушел из проекта.

Выживет ли масс-медийный бизнес Мохаммада Захура без услуг звезды величины Шустера, покажет время, но у руководства продакшн-студии «Истил» паники пока не наблюдается. Там утверждают, что разрабатывают формат нового женского ток-шоу по заказу телеканала «Интер» и готовят к запуску сразу два развлекательных формата для ТРК «Украина». Пока трудно определить и то, насколько системным оказался подход у Мохаммада Захура к медийным проектам - была ли это спонтанная инвестиция в «подвернувшегося под руку» Савика Шустера или намерение серьезно и долгосрочно работать в данном сегменте рынка. Развеять сомнения могли бы новые инвестиции в медиа, однако пока существуют только слухи. В частности, по неподтвержденной информации, Мохаммад Захур стал инвестором компании «Поверхность-ТВ», которая занимается платным телевидением, а также будто бы он вел переговоры об инвестициях в 8-й канал Александра Зинченко.

Мохаммад Захур всегда стремился получить от жизни все самое лучшее: если жена - то «Миссис мира», если построить дом, то - дворец в Конче-Заспе, если купить ведущего на телевидении - то самого рейтингового. Следуя логике, дальше можно сказать: если построить бизнес-империю, то мирового масштаба. Отрадно, что править ею будут из Киева, хотя и неофициально.

Между тем история становления крупных бизнесменов и промышленников знает немало примеров того, что это небезопасно. Так, 25 мая текущего года теща Мохаммада Захура Инна Шмаренкова, выйдя из своего дома на Теремках, не узнала собственную машину - у Subaru Forester были разбиты все стекла, прострелены водительское сиденье и крыша, а рядом валялись гильзы. По всей видимости, данный месседж предназначался самому Захуру. Ведь такое «крещение» человека, пытающегося пополнить ряды банкиров и крупных инвесторов, для нашей страны - почти традиция.

Автор: Игорь Гошовский, Елена Мошенец  http://www.investgazeta.net/

Читать также:

Игорь Шкиря. Железобетонный непоседа.

На чем в кризис экономят богачи?

Самые высокооплачиваемые спортсмены Украины 2009

Бизнесменом 2009 года стал китаец

Кризис помогает закрепить и усилить “полуфабрикатную” специализацию ГМК Украины

Сталевары носят мини

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua