Оптимистический этюд
Бизнес - Экономика
01.09.2009

ImageНезависимой Украине удалось сломать большую и неповоротливую советскую экономику и построить небольшую, гибкую и чрезвычайно живучую

    Ретроспективный взгляд на состояние дел в украинской экономике дает куда больше оснований для оптимизма, чем наблюдение за текущим состоянием дел. “Украинцы зачастую чрезмерно критично относятся к собственной стране”, — считает Александр Пасхавер, президент Центра экономического развития (г.Киев; с 1997 г.; 7 чел.).
    По мнению Александра Розенфельда, доктора экономических наук, экс-директора Научно-исследовательского института Минэкономики, ситуация в экономике Украины довольно нетипична для мировой практики, поскольку “наша экономика — осколок великой державы и сохранила все признаки экономики великой страны, каковой мы не являемся и никогда являться не будем”.
    Злую шутку играет с украинцами стремление сравнивать экономику страны с экономиками самых передовых стран мира. Понятное дело, сравнение получается не в нашу пользу. Зато, если присмотреть адекватный объект для сравнения, хотя бы ЮАР, то результаты будут не столь плачевными.
    Александр Пасхавер говорит: “За 18 лет независимости в Украине появилась по-настоящему рыночная экономика — очень отзывчивая к изменениям и поразительно жизнеспособная”. В качестве иллюстрации эксперт приводит тот факт, что за очень короткий промежуток времени, с октября 2008 г. по февраль 2009 г., под влиянием внешнеэкономических факторов спад промышленного производства составил 32,1%. “Столь значительное падение объясняется тем, что за годы независимости украинская экономика существенно интегрировалась в мировую. И это касается как промышленности, особенно металлургии, так и сельского хозяйства”, — отмечает Василий Юрчишин, руководитель экономических программ Центра им.Разумкова (г.Киев; с 1994 г.; 25 чел.).
    Сокращение спроса на продукцию металлургии на зарубежных рынках привело к тому, что предприятия отрасли моментально и существенно уменьшили объемы производства (см., например, БИЗНЕС №30 от 27.07.09 г., стр.62-65). Такая ситуация была невозможна в советское время, поскольку почти весь произведенный в Украине металл в соответствии с пятилетними планами потреблялся внутри страны, и колебания спроса на зарубежных рынках никак не отражались на работе металлургических комбинатов.
Похоже, что для Украины символом “золотого времени”, когда вареники безо всяких усилий едока прыгают сначала в сметану, а затем в рот, является 2008 г., а не 1990-й. Хотя бы потому, что в 1990 г. в магазинах не всегда была сметана

Черное? Белое? Рябое!

    Образно говоря, в 1990 г. украинская экономика представляла собой заводы, на которых производили много материалоемких товаров — тяжелых тракторов и грузовых автомобилей, различных комбайнов, не только зерновых или свеклоуборочных, но и угольных, и т.п. Сейчас производство этой техники сократилось во много раз. Так, в конце 1980-х годов в УССР ежегодно выпускалось почти 100 тыс. тракторов. В прошлом же году в Украине произвели всего 6,3 тыс. тракторов, а за семь месяцев 2009 г. — лишь 432 трактора. При этом продуктивность сельского хозяйства сейчас не уступает той, которая наблюдалась 18 лет назад. Директор агентства “ПроАгро” (г.Киев; с 2003 г.; 14 чел.) Николай Верницкий объясняет это тем, что аграрные хозяйства используют не отечественную, а импортную технику, более надежную и эффективную. “В свою очередь, это стало возможным только после прихода в аграрный сектор частных инвесторов”, — утверждает эксперт. Таким образом, если в 1990 г. для обработки 14,5 тыс.га посевов зерновых в Украине содержали парк из почти 500 тыс. тракторов, то к 2009 г. для обработки 15,6 тыс.га достаточно чуть более 150 тыс. тракторов.
    Самую высокую доходность в Украине показывают крупные аграрные холдинги — там урожайность зерновых 50-60 ц/га. “В целом, рентабельность нашего бизнеса составляет 30-50%”, — говорит Александр Гладунов, директор по маркетингу компании “Ленд Вест” (г.Ривне; с 2003 г.; 230 чел.). Министерство сельского хозяйства США оценивает перспективы украинского аграрного сектора весьма оптимистично.

Раздайте патроны

    В советские годы одним из главных потребителей ресурсов и материалов был военно-промышленный комплекс (ВПК). Но уже в 1992 г., по данным Министерства промышленной политики, объемы производства военной продукции в Украине сократились почти в 3 раза. Кроме того, количество предприятий, производящих военную технику, за два года уменьшилось почти вдвое — с 356 до 184. Сейчас же в Украине к ВПК относят не более сотни предприятий, и из-за мизерного государственного заказа они ориентированы на экспорт. В последние пять лет ежегодный объем военного экспорта из Украины колеблется в пределах $500-800 млн, при этом зачастую речь идет не о новой продукции, а об оружии с военных складов, запасных частях, комплектующих. К тому же государство слабо отстаивает интересы ВПК на внешних рынках, поэтому никто и не рассчитывает, что эта отрасль будет покупать произведенные в Украине материалы в больших объемах, как это было в советское время.
    В первую очередь из-за экономического спада значительно уменьшил потребление материалов строительный сектор страны. Если в 2008 г. в эксплуатацию были введены 10 млн кв.м жилья, то в нынешнем отмечается двукратное сокращение объемов строительства, и действия Кабинета министров по оживлению этого рынка малоубедительны. Ведь прошлогодний показатель в 10 млн кв.м — всего лишь повторение результатов 1995 г.

Живо и быстро

    “Экономический кризис показал, что в Украине сформировалась по-настоящему рыночная экономика, которая мобильно реагирует на изменения в связке “спрос — предложение”, — говорит г-н Юрчишин. После ошеломительного падения в конце 2008 г. уже с февраля 2009 г. наблюдается пусть медленное, но оживление — это иллюстрация жизнеспособности экономики. Отметим, что в апреле — июне реальный валовой внутренний продукт уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 18%. Но помесячная динамика ВВП дает определенные основания для оптимизма. Промышленное производство демонстрирует положительную помесячную динамику, отечественные экспортеры находят новые платежеспособные ниши для экспорта. Для пропаганды успехов правительства ситуацией не преминула воспользоваться премьер-министр Юлия Тимошенко, хотя чиновники вряд ли поспособствовали преодолению кризиса, скорее, наоборот. На прошлой неделе на специально организованном брифинге Юлия Владимировна вслух зачитала данные Госкомстата о том, что “в июле 2009 г., по сравнению с июнем, объемы промышленного производства увеличились на 5%, добыча полезных ископаемых — на 6,5%, производство чугуна — на 17,3%, стали — на 20,4%, проката — на 23,2%”.
    Для сравнения: после первого грандиозного экономического спада в 1991 г. в Украине подъема экономики пришлось ждать восемь лет. Характерно, что при падении промышленного производства в 1990-е годы потребление энергоносителей — природного газа и электроэнергии — оставалось практически неизменным. Сейчас же темпы уменьшения потребления энергоносителей практически совпадают с темпами сокращения производства. Так, БИЗНЕС уже писал, что в промышленности потребление природного газа в I квартале этого года, по сравнению с тем же периодом 2008 г., сократилось в два раза. А вот последние данные Госкомстата свидетельствуют о том, что за 7 месяцев 2009 г., по сравнению с январем — июнем 2008 г., потребление электроэнергии сократилось на 13,6%. “Расходы уменьшаются — это естественная реакция рыночной экономики во время кризиса. В 1990-е годы на падение спроса реагировал не рынок, а советский директорский корпус. Поэтому заводы жгли газ, копили долги, но работали, в общем-то, бесцельно”, — говорит г-н Пасхавер.
    Наибольшие проблемы наблюдаются в тех сферах, где государство удерживает за собой максимум влияния. И наоборот, наибольших успехов достигают те отрасли экономики, где у страны есть определенные природные или географические преимущества, и присутствие государства минимально. Это относится, опять же, к горно-металлургическому и аграрному комплексам страны. Приход частного капитала в конце 1990-х годов и государственная поддержка дали толчок отрасли, которая способствовала развитию всей экономики. После приватизации в 2003 г. “Укррудпрома”, а в 2005 г. — “Криворожстали” отрасль находится в руках частных финансово-промышленных групп и хотя важным фактором роста была и благоприятная до второй половины 2008 г. конъюнктура на мировых рынках, но воспользоваться открывшимися для отрасли возможностями позволил частный капитал, в частности, налаженная система сбыта. За счет нее украинским экспортерам даже в условиях кризиса удалось расширить свое присутствие на внешних рынках. Правда, при этом знатоки рынка критикуют украинских металлургов за специализацию на производстве полуфабрикатов.
    В то же время в угледобыче (смежной с металлургией отрасли), где основным собственником выступает государство, ситуация складывалась не лучшим образом. Несмотря на увеличение из года в год денежных вливаний на поддержку отрасли, добыча угля сокращается. Так, если в 1990 г. в Украине было добыто 82 млн т угля, то в 2008 г. — всего 59,5 млн т. Казалось бы, в этом году, после того как газ для промышленности подорожал на 45%, у шахтеров появился стимул увеличить добычу угля. Однако по результатам 7 месяцев 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., объемы добычи угля уменьшились почти на 7%. “Все-таки производство в угольной промышленности сократилось меньше, чем в металлургии. Это стало возможным благодаря замещению природного газа углем в металлургии”, — говорит Юрий Рыжков, старший аналитик инвестиционной компании Astrum Investment (г.Киев; с 2007 г.; 42 чел.). То есть угольная промышленность, где более половины производства приходится на государственные шахты, держится во многом за счет полностью частной металлургии.

Пошатнувшаяся вера
 

   До октября 2008 г. к бесспорным успехам украинской экономики можно было отнести банковскую систему и национальную валюту. Курс гривни после конфуза 1998-1999 гг. последующие десять лет иногда даже демонстрировал тенденцию к укреплению. Но кризис показал, что и в банковской системе существуют проблемы. Национальная валюта пока далека от вожделенной стабильности. Существуют определенные опасения, что курс гривни по отношению к доллару будет и дальше снижаться, высказывались опасения, что он может упасть до 10 грн./USD уже к сентябрю . Но пока Кабмин, разрабатывая проект Госбюджета на 2010 г., исходит из среднегодового курса на уровне 8,5 грн./USD. Впрочем, падение курса нацвалюты на руку экспортерам. “Один из факторов, свидетельствующих в пользу необходимости девальвации гривни, заключается в стремлении сохранить конкурентные преимущества украинских экспортеров. Как правило, это происходит на фоне ослабления других мировых валют, из-за чего НБУ в этом году время от времени допускает ослабление национальной валюты”, — говорит Анастасия Головач, аналитик инвестиционной компании “Ренессанс Капитал Украина” (г.Киев; с 2004 г.; 50 чел.). Но девальвация гривни приводит к ослаблению позиций мелких инвесторов внутри страны, которые накапливали средства в банках для вложений в собственный бизнес.

Большая тень

    За годы независимости в Украине развился теневой сектор экономики, где, по официальным оценкам , производится до 30% ВВП, а, согласно информации г-на Пасхавера, — все 50%. Столь значительный объем теневой экономики объясняется неуклюжими действиями государства в сфере регулирования, а также удорожанием его (государства) услуг. Ведь в Украине с каждым годом растет количество чиновников. Так, если в 1995 г. численность госслужащих и работников местных органов власти составляла 236 тыс.чел., то в 2008 г. их было уже почти 400 тыс.чел.
    Относительно же того, что в 2008 г. — самом благополучном за весь период независимости Украины — объем ВВП составлял только 74,1% от показателя 1990 г., отметим, что в данных за прошлый год не учитывался ВВП, произведенный теневой экономикой. Даже если основываться на показателях Минэкономики и принять теневой ВВП, как 30% от официального, в прошлом году производство в Украине превысило показатели 1990 г. И его рост произошел не за счет мало востребованных внутренним рынком тракторов и танков.
    До наступления экономического расцвета 1960-х годов в США самым благополучным годом считался 1929 г. Если на каком-то американском предприятии или в каком-то городке дела шли очень хорошо, было принято говорить, что “у них дела, как в 1929 г.”. Похоже, что для Украины таким символом “золотого времени”, когда вареники безо всяких усилий едока прыгают сначала в сметану, а затем в рот, является 2008 г., а не 1990-й. Хотя бы потому, что в 1990 г. в магазинах не всегда была сметана.

Image

Андрей Заика http://www.business.ua/

Читать также:

Кризис помогает закрепить и усилить “полуфабрикатную” специализацию ГМК Украины

Полный назад. Украинская экономика отстает от мировых трендов...

Зерновая кооперация на троих

Факторы и типы экономического роста

Кредит МВФ подталкивает Украину к дефолту

Как постсоветские страны борются с кризисом: антикризисные шаги Казахстана, России, Грузии, Беларуси

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua