6 лет жизни НПФ, или«Опасности» пенсионной реформы
Инвестиции - Негосударственные Пенсионные Фонды
03.05.2011

Image2010 можно смело назвать годом угрозы пенсионной реформы, а в нынешнем году эта угроза продолжала нарастать.

И как тут простым людям не испугаться, если сам премьер-министр, выступая на международном саммите в Стамбуле, всю проводимую нынче пенсионную реформу назвал «социально опасной»?!

Напомню, что 13 декабря Кабинет Министров внес в Раду проект Закона «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (№ 7455). Проект сразу вызвал волну критики и неприятия не только со стороны политиков, но и в обществе в целом. И, несмотря на широкомасштабную разъяснительную кампанию на всех уровнях и во всех регионах, призывы всем желающим направлять свои предложения по реформе и заявления о готовности все их рассмотреть, обеспокоенность населения не прошла. Дальнейшая судьба законопроекта не ясна. Пока не удавалось даже включить его в повестку дня. А в начале апреля 300-ми голосов Рада одобрила Рекомендации февральских парламентских слушаний о состоянии проведения пенсионной реформы, которыми, среди прочего, Кабинету Министров поручалось доработать нашумевший проект. Это я к тому, чтобы «услышать каждого». Ведь даже если услышат, то прислушаются ли?!

Очевидно, большинство мер (все, что касается солидарной пенсионной системы) нужно будет принять как данность. Я не имею в виду отдельные случаи, когда работник потребует выплачивать ему зарплату «по белому», без всяких конвертов. Или когда человек поменяет работу на ту, которая дает ему возможность стать «спецпенсионером». И хотя в ежегодном послании Верховной Раде президент поставил задачу «навести порядок с необоснованными привилегиями», но разве кто-то сказал, что спецпенсии у нас назначаются необоснованно?!

Предлагаю обратиться к составляющим реформы, которые касаются системы накопительного пенсионного обеспечения.

НОВЫЕ НАДЕЖДЫ

Ключевая роль в накопительной системе и согласно пенсионной реформе, начавшейся в 2003 году, и по нынешним планам преобразований, также называемым реформой, отводится негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Добровольные взносы граждан и их работодателей эти финансовые учреждения привлекают уже 6 лет. С обязательными взносами предполагается дать им право работать, по всей вероятности, с 2015 года, т. к. через 2 года после запуска 2-го уровня пенсионной системы законопроект о реформе предусматривает перевод обязательных пенсионных взносов 2-го уровня, по желанию застрахованных лиц, из централизованного государственного Накопительного пенсионного фонда именно в НПФ. Так что 2010-й, напугав все население страны предстоящей реформой, при этом показал фондам, что государство о них не забыло, как это казалось последние годы, а ведь НПФ начали массово создаваться именно в рамках пенсионной реформы после принятия в 2003 г. Закона «О негосударственном пенсионном обеспечении».

И вот теперь, когда государство вспомнило о своем детище «НПФ» и дало понять, что связывает с ними свои планы по дальнейшей реформе, в СМИ начала появляться информация о якобы ненадежности, рискованности НПФ, и низком уровне доверия к ним.

Давайте обратимся к показателям работы отечественных НПФ за их недолгую историю и проследим, что за этими цифрами стоит, тем более, что основной контролер фондов (Госфинуслуг) совсем недавно обнародовал официальные результаты работы фондов за 2010 г.

ИТОГИ 2010 ГОДА. И 6-ТИ ЛЕТ РАБОТЫ

Минувший год во многом был показательным для НПФ. Ведь после кризисного и убыточного для ряда фондов 2008-го весь следующий год украинские НПФ фактически «выдыхали» кризис, направляя основные силы не столько на привлечение новых клиентов, сколько на удержание «старых» вкладчиков и участников, пересматривая инвестиционные стратегии и приобретая подешевевшие акции украинских предприятий в состав своих активов. Выжидательную позицию занимали и потенциальные вкладчики. А вот 2010 год показал, что по мере восстановления рынка НПФ возвращается и интерес населения к фондам, и не только на уровне праздного любопытства, но и в виде готовности заключать пенсионные контракты и производить отчисления.

Если взять ситуацию в мире и вспомнить «страшилки» о крахе не переживших кризис пенсионных фондов во всем мире, то цифры говорят об обратном. Согласно исследованию компании Towers Watson совокупный объем средств, сосредоточенных на 13 крупнейших пенсионных рынках мира, на долю которых приходится более 85% глобальных пенсионных активов, в 2010 г. составил рекордные 26,5 трлн дол., увеличившись за год на 12% и превысив докризисный уровень. Для сравнения, в 2009 г. объем накоплений пенсионных фондов вырос на 17% после снижения в 2008 г. на 21%.

В Украине, как видно из официальных данных, даже в нелегкие 2008-2009 годы НПФ показывали позитивную динамику по основным показателям, таким как рост количества вкладчиков (отдельных граждан и предприятий), увеличение объемов взносов и стоимости активов (с учетом инвестиционного дохода). В 2010 г. положительные тенденции продолжились (см. графики). Росли объемы пенсионных выплат – как одноразовых, так и пенсий на установленный срок, что также является дополнительным сигналом для общества, что эти финансовые учреждения в состоянии выполнять свою основную миссию.

Большой удельный вес пенсионных взносов приходится на корпоративный фонд Нацбанка, участниками которого могут быть исключительно работники этой организации. Только за прошлый год более 123 млн грн НБУ как работодатель перечислил в этот фонд на индивидуальные счета более 10 тысяч своих сотрудников. Эти суммы составляют около 70% всех пенсионных взносов по стране за этот же период. Но наличие среди вкладчиков такого явного лидера свидетельствует о высокой степени доверия Нацбанка к системе НПФ и служит хорошим примером для других работодателей.

И все же, на мой взгляд, основным достижением системы НПФ явился устойчивый приток индивидуальных вкладчиков, которые производят отчисления в свою пользу или на счета своих близких родственников. Ведь для работодателя – юридического лица – привлекательным в НПФ является возможность использовать налоговые льготы (отнесение взносов на затраты, экономия на обязательных социальных взносах и налоге на доходы физических лиц для своих сотрудников), а уже потом – забота о материальном достатке своего персонала в зрелом возрасте. А вот убедить рядовых граждан нести в фонды «свои кровные», даже не всегда рассчитывая воспользоваться предоставленной законодательством налоговой льготой, – это уже сложнее. Нелегко было и на деле доказывать, что кризис для НПФ – еще не конец света. И все же фонды в основном с этой задачей справились. Омолаживается и состав вкладчиков – ими все чаще становятся люди в возрасте около 30 лет, которых не смущает, что до пенсии им еще далеко.

Самый популярный и важный вопрос о НПФ – доходность, ведь, как показывает опыт, людей больше всего в фондах смущает именно отсутствие гарантированного уровня доходности. По данным прошлого года, цифры доходности разных фондов, которая в отчетности определяется показателем изменения чистой стоимости единицы пенсионных взносов, очень отличаются, но приведение усредненных данных сравнимо с указанием средней температуры тела по больнице. И все же отмечу, что из 63 работающих с деньгами фондов чистая годовая доходность 17-ти превысила 20%. Согласитесь, это очень неплохо, с учетом прошлогоднего показателя инфляции 9,1% (пусть даже вызывающего сомнения в корректности его исчисления) и существенного снижения ставок по депозитам, с чем так любят сравнивать доходность НПФ многие наши граждане.

В связи с планами правительства по запуску 2-го уровня пенсионной системы вопрос «состоятельности» НПФ и доверия к ним со стороны населения встал с новой силой. И те тенденции, которые показывают НПФ, являются свидетельством того, что если дать возможность людям выбирать между Накопительным пенсионным фондом и негосударственными пенсионными фондами, то думаю, что доля избравших НПФ будет немалая. Ведь, как показывают цифры, эти сравнительно молодые финансовые учреждения постепенно завоевывают доверие населения различных возрастных групп и вполне способны быть допущенными к работе со страховыми взносами обязательной накопительной системы уже в ближайшем будущем. Будем надеяться, что грядущая пенсионная реформа даст участникам НПФ реальный шанс существенно увеличить свои будущие пенсии.

Специально для «Главного» Елена ВАСИЛЬЧЕНКО, руководитель проектов компании по управлению активами «КИНТО»

Читать также:

Виды пенсий и некоторые тонкости их начисления

Заботимся о пенсии с помощью негосударственного пенсионного фонда

Несколько фактов о украинских пенсионерах и пенсиях

Есть ли жизнь на пенсии. Заслуженный отдых украинцев хотят оценить по-новому

Пенсионная реформа: что мешает?

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua