Перспективы экономики США и последние меры в области монетарной политики
Бизнес - Экономика
11.10.2011

ImageВыступление в Конгрессе председателя Совета управляющих ФРС США Бена Ш. Бернанке перед Объединенным Комитетом Конгресса по экономике, Вашингтон, Округ Колумбия  4 октября 2011г.

Председатель Кейси, вице-председатель Брейди, члены Комитета, я благодарю вас за эту возможность обсудить перспективы экономики и последние меры в области монетарной политики.

Уже три года прошло с начала самой интенсивной фазы финансового кризиса конца лета и осени 2008г., и более двух лет с начала возобновления экономического роста в июне 2009г. За это время произошли положительные изменения: функционирование финансовых рынков и банковской системы в Соединенных Штатах значительно улучшилось. Промышленное производство в Соединенных Штатах выросло почти на 15% от низшего значения, в основном за счет роста экспорта; на самом деле, торговый дефицит США в последнее время был значительно ниже, чем до кризиса, отражая отчасти улучшение конкурентоспособности американских товаров и услуг. Инвестиции бизнеса в оборудование и программное обеспечение продолжали расти, и в некоторых отраслях рост производительности был впечатляющим. Несмотря на это, ясно, что в целом выход из кризиса был гораздо менее энергичным, чем мы надеялись. Последние экономические данные правительства показывают, что рецессия была даже глубже, а восстановление слабее, чем считалось ранее; на самом деле, ко второму кварталу текущего года – последнему кварталу, за который имеются официальные данные – общий объем производства в Соединенных Штатах еще не вернулся докризисному уровню. Медленный экономический рост, в свою очередь, привел к медленным темпам роста числа рабочих мест и доходов домохозяйств.

Особенно явно медленный рост проявился в первой половине года, когда реальный валовый внутренний продукт (ВВП), по оценкам, рос со среднегодовым темпом менее 1%. Отчасти эту слабость можно объяснить временными факторами. В частности, в первой половине года политические события на Ближнем Востоке и Северной Африке, сильный рост экономик новых рыночных стран и некоторые другие события привели к существенному росту цен на нефть и другие сырьевые товары, что ослабило потребительскую покупательную способность и снизило их потребительские расходы; а катастрофа в Японии привела к сбою в глобальной цепи поставок и в производстве, особенно в автомобильной отрасли. Со снижением цен на сырье и практически полном восстановлении проблем производителей, рост во втором полугодии, по всей вероятности, будет более энергичным.

Однако новые данные показывают, что темпы восстановления сдерживаются также более устойчивыми факторами. Соответственно, Федеральная комиссия по открытым рынкам (FOMC) сейчас ожидает несколько более медленного экономического роста в ближайшие кварталы, чем те, которые она прогнозировала на своем июньском заседании, когда члены Комиссии в последний раз представили свои прогнозы.

Поведение потребителей, с одной стороны, отразило, а с другой, внесло лепту в замедление восстановления. Домохозяйства проявляли повышенную осторожность в своих решениях о затратах в связи с тем, что снижение цен на дома и стоимости финансовых активов уменьшило благосостояние домохозяйств, а многие семьи продолжают находиться под бременем долгов или не имеют доступа к кредиту. Возможно, однако, что самым важным фактором давления на уровень уверенности потребителей стала слабость рынка труда. За лето частные компании принимали на работу дополнительно в среднем только около 100 тыс. человек в месяц, а это половина от того, что было в начале года. Одновременно правительства штатов и муниципалитетов продолжали сокращать рабочие места, что они делают уже более двух лет. Безработица, как следствие, держится в течение всего года на уровне около 9%. Кроме того, последние показатели (новые обращения за пособиями и опросы компаний по планам найма рабочей силы) указывают на вероятность еще большего замедления рынка труда в близком будущем.

Другие сектора экономики также вносят свой вклад в то, что наблюдаемый экономический рост медленнее, чем ожидалось. Жилищный сектор был важной движущей силой выхода из всех рецессий в Соединенных Штатах со Второй Мировой войны. На этот раз, однако, ряд факторов, включая «навес» конфискованной и арестованной собственности, жесткие кредитные условия для застройщиков и потенциальных покупателей, и значительное число обесцененных ипотечных кредитов (кредитов, по которым стоимость домов в залоге уже ниже, чем невыплаченный остаток по кредиту) – привела к снижению темпа строительства новых домов до одной трети его среднего уровня в последние десятилетия.

В финансовой сфере, как я упоминал, условия финансовой и банковской деятельности в Соединенных Штатах значительно улучшились, считая с нижней точки кризиса. Однако финансовые стрессы сохраняются. Условия кредитования для многих домохозяйств, малого бизнеса, застройщиков остаются жесткими, отчасти из-за слабых балансов и перспектив прибыли, которые усилили, в представлении банков, кредитные риски многих заемщиков. Мы также наблюдали в последнее время всплески волатильности и бегства от риска на финансовых рынках, отчасти как реакцию на фискальные проблемы как в США, так и за рубежом. Внутри страны, летние споры о поднятии потолка федерального долга и снижение долгосрочного кредитного рейтинга США одним из крупнейших рейтинговых агентств способствовали турбулентности на рынке. За пределами Соединенных Штатов существенным источником напряжения на финансовых рынках была озабоченность суверенным долгом Греции и других стран еврозоны, а также экспозицией на суверенные долги этих стран европейской банковской системы. Европейские лидеры проявляют сильную приверженность решению этих проблем, но необходимость получить согласие большого числа стран, чтобы внедрить необходимые сдержки и устранить источники фискальных проблем замедляют процесс выработки решений. Трудно судить, насколько эти проблемы затронули США на данный момент, но нет сомнений в том, что они отрицательно сказались на уверенности домохозяйств и бизнеса, и что они представляют угрозу для экономического роста.

Еще одним фактором, который может повлиять на восстановление США, является увеличение торможения со стороны госсектора. Следует отметить, что правительства штатов и муниципалитетов продолжают затягивать свои пояса, сокращая расходы и рабочие места перед лицом продолжающихся бюджетных проблем, а также неопределенности будущего курса федеральной финансовой политики.

Конечно, фискальные власти оказались в нелегком положении. Я бы предложил, чтобы при выработке бюджетно-налоговой политики на данный момент и на будущее, власти рассмотрели 4 ключевые задачи. Одна – достижение долгосрочной финансовой устойчивости. Ясно, что федеральный бюджет не может оставаться таким, какой он в настоящее время. Объединенный Комитет Конгресса по сокращению бюджетного дефицита, сформированный как одна из мер по Закону о контроле бюджета, имеет задачу достичь дополнительного снижения бюджетного дефицита в размере 1,5 триллиона долларов за следующие 10 лет, дополнительно к лимитам на расходы, установленные этим летом. Достижение этой цели будет существенным шагом; однако для достижения фискальной устойчивости требуется больше.

Второй важной задачей является избежание таких фискальных действий, которые могут помешать идущему экономическому росту. Эти две первые задачи не являются несовместимыми, так как выработка эффективного плана снижения бюджетных дефицитов в долгосрочном плане не противоречит тому, чтобы уделять внимание последствиям принимаемых решений в краткосрочном плане. В-третьих, фискальная политика должна стимулировать долгосрочный рост и экономические возможности. Как нация, мы должны внимательно обдумывать, как приоритеты в федеральных расходах и структура налогового кодекса влияют на производительность и жизнеспособность нашей экономики в долгосрочном плане. В-четвертых, имеется очевидная необходимость улучшить процесс принятия долгосрочных бюджетных решений, чтобы создать предсказуемость и ясность, одновременно избегая сбоев на финансовых рынках и в экономике. Суммируя, нация стоит перед лицом трудных и принципиальных фискальных решений, которые уже невозможно откладывать, оставаясь ответственным политиком и не ставя экономику под угрозу.

Возвращаясь к экономическим перспективам, позвольте обратиться теперь к инфляции. Цены многих сырьевых товаров, особенно нефти, в начале года резко выросли, как я уже говорил, что привело к росту розничных цен на бензин и продукты питания. Кроме этого, производители других товаров и услуг смогли перенести часть своих входящих – выросших – цен на своих потребителей. Отдельным фактором стали последствия стихийного бедствия в Японии, что привело к росту цен на автомобили. В результате всего этого инфляция в первом полугодии выросла; за этот период индекс цен по расходам на личное потребление рос с годовым темпом около 3,5%, по сравнению с менее, чем 1,5%, в предыдущие два года.

Однако, как и ожидала FOMC, инфляция стала уменьшаться по мере ослабления этих преходящих факторов. В частности, цена нефти и многих других сырьевых товаров либо остановилась, или снизилась от своих наивысших значений, а рост производства автомобилей оказал понижающее влияние на цены легковых автомобилей и легких грузовиков. Важно, что более высокие темпы инфляции не законсервировались в экономике. Долгосрочные инфляционные ожидания оставались стабильными, по опросам домохозяйств и экономическим аналитиков, а пятилетние инфляционные ожидания, полученные из сравнения доходностей обычных казначейских ценных бумаг и бумаг, защищенных от инфляции, показывают, что инфляционные ожидания среди инвесторов немного понизились в последнее время. В дополнение к стабильности долгосрочных инфляционных ожиданий, значительная слабость использования трудовых ресурсов и промышленных мощностей в США также будет сдерживать инфляцию.

Ввиду ухудшения экономических перспектив в течение лета и умеренности инфляции в среднесрочной перспективе, FOMC предприняла ряд шагов по дополнительному смягчению монетарной политики. На августовском заседании Комиссия внесла больше ясности относительно перспектив краткосрочных процентных ставок, отметив, что экономические условия гарантируют сохранение исключительно низких ставок на федеральные фонды по крайней мере до середины 2013г. А на заседании в сентябре Комиссия объявила, что она собирается повысить средний срок до погашения ценных бумаг на балансе Федрезерва. В частности, она намеревается купить до конца июня 2012г. Ценных бумаг Казначейства на сумму 400 млрд. долларов с остающимся сроком до погашения от 6 до 30 лет, и продать равноценное количество бумаг со сроком до погашения от трех лет и меньше, оставив размер портфеля примерно тем же. Такая программа продления срока до погашения должна понизить долгосрочные процентные ставки и помочь сделать финансовые условия в широком плане более благоприятными для экономического роста.

Комиссия также объявила в сентябре, что она начнет реинвестировать суммы от погашения бумаг ипотечных агентств и ценных бумаг, обеспеченных ипотечными закладными, в бумаги ипотечных агентств, обеспеченные ипотечными закладными, а не в долгосрочные бумаги Казначейства. Эта мера, через поддержку ипотечных рынков, также должна помочь экономическому росту. Комиссия будет продолжать внимательно следить за экономическими событиями и готова предпринять дополнительные меры по поддержанию экономического роста в контексте ценовой стабильности.

Монетарная политика может быть мощным инструментом, но это не панацея от проблем, которые стоят в настоящий момент перед экономикой США. Стимулирование энергичного роста и создания рабочих мест – совместная ответственность всех экономических властей, в тесном сотрудничестве с частным сектором. Критически важной является бюджетная политика, но и ряд других направлений – касающихся рынков труда, жилья, торговли, налогов и регулирования, например – также играют важную роль. Федрезерв, со своей стороны, продолжит работу по созданию такой среды, которая предоставит наилучшие экономические возможности для всех американцев.

http://www.fedspeak.ru/

Читать также:

В ожидании второй волны кризиса

Уроки роста от развивающихся стран Речь Бернанке

Краткосрочные и долгосрочные перспективы экономики США Речь Бена Бернанке 26 августа 2011

Если коротко, то S&P — идиоты

Время отдавать долги

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua