Мировой заговор или специфика работы: что нужно знать о рейтинговых агентствах
Бизнес - Экономика
31.07.2013

ImageСегодня тяжело назвать сферу в экономике, которая не зависела бы от мнения трех самых крупных игроков на рынке рейтинговых агентств (РА): Fitch Ratings, Moody’s и Standart & Poor’s.

Их повышения рейтингов способны поднять цены на те или иные акции или престиж любого государства, в то время как понижение может привести к банкротству или дефолту. А главное – поскольку это прогнозы, а не точные данные, часто случаются ошибки, способные нанести серьезный ущерб экономике. В частности, в 2008 году тройка лидеров присваивала высокие рейтинги эмитентам и ценным бумагам дефолтного уровня.

О том, как в скором времени может измениться мировой рынок РА, а также о том, как проверить адекватность кредитных рейтингов, мы пообщались с генеральным директором Украинского кредитно-рейтингового агентства UCRA Станиславом Дубко.

По словам Станислава, за последние пять лет появилось очень много недовольных правительств, которые испытали на себе понижение кредитных рейтингов, и, как следствие, существенный рост государственных расходов на обслуживание внешних долгов. Но, несмотря на критику, инвесторы все так же обращают внимание на рейтинги, ведь они заинтересованы в том, чтобы получать информацию о том, что происходит с финансами отдельных стран.

В Европе уже есть реакция на подобное недовольство: в прошлом месяце был принят пакет документов, который ограничивает деятельность РА в части суверенных рейтингов. Теперь их можно озвучивать только трижды в год, что несколько уменьшает права инвесторов, ведь теряется оперативность данных. В целом, конфликт, когда кто-то недоволен рейтингами, невозможно устранить: это то, с чем приходится жить рейтинговым агентствам.

Проверка на адекватность

Несмотря на обвинения в субъективности, прогнозы РА очень легко проверить на адекватность.

“Берутся исторические данные, сравниваются количества дефолтов, которые произошли по факту по ценным бумагам. Одним из главных факторов, почему инвесторы прониклись доверием к рейтингованию – кредитные рейтинги подтвердили свою прогнозную силу. Даже в ходе кризисов статистика очень убедительна: на рынке облигаций количество дефолтов прямо зависит от уровня рейтинга. Чем выше рейтинг – тем меньше дефолтов по облигациям. Причем существует довольно распространенное заблуждение, что с высокими рейтингами в принципе не должно быть дефолтов, а если он произошел, то это ошибка.

Единичные дефолты могут быть с любым рейтингом, даже самым высоким. Принципиальный вопрос – это количество таких дефолтов. Инвесторы во всем мире знают, что если они приобрели портфель облигаций с самыми высокими рейтингами, несмотря на то, что какая-то бумага со временем может “дефолтнуть”, все-таки весь портфель не будет подвержен большим рискам. Главное – не стоит воспринимать кредитный рейтинг как панацею от дефолта”, – заключил Дубко.

Есть ли альтернатива большой тройке

Зависимость всего мира от трех компаний (а по факту даже двух S&P и Moody’s занимают порядка 80% мирового рынка рейтинговых услуг) очень пугает прежде всего европейских политиков. Многие пытаются даже найти элементы геополитического заговора, поскольку корни тройки из США. И первое, что проходит в голову: увеличить количество рейтинговых агентств. Их оценки возможно будут отличаться от прогнозов тройки, инвесторы будут сравнивать их, формируя мнение о том, кому стоит доверять, а кому нет.

“Европа двигается по этому пути, она пытается создать условия для прихода на рынок новых игроков, повысить роль национальных РА, но они могут быть уважаемы в рамках своих стран, но не способны претендовать на присвоение рейтингов в мирового масштабе. Была также идея о создании Единого европейского рейтингового агентства, спонсируемого правительствами европейских стран, но от этой идеи быстро отказались, потому что здесь на лицо конфликт интересов”, – считает Станислав.

В принципе, первые шаги в создании конкуренции тройке лидеров уже сделаны. Так, компании из России, Китая и США создали новое международное рейтинговое агентство Universal Credit Rating Group (UCRG), куда также было приглашено агентство UCRA.

“Идея заключается в том, чтобы объединить компании, которые имеют локальную экспертизу, хорошо понимают внутренний рынок, умеют качественно присваивать рейтинги по национальной шкале, но, тем не менее, не могут самостоятельно претендовать на работу по международной рейтинговой шкале и работать для глобального инвестора. Universal Credit Rating Group направлена на то, чтобы дать возможность локальным игрокам объединиться и начать присваивать рейтинги по международной шкале. Этот проект имеет неплохую перспективу, тем более, что есть и другие подобные инициативы”.

Естественно, что создать доверие мгновенно невозможно, поэтому потеснить тройку UCRG сможет через 7-10 лет. Первые же рейтинги могут быть присвоены в течение первого года работы, но для того, чтобы на них начали обращать внимание международные инвесторы, потребуется 2-3 года.

Что ждет рейтинговые агентства в Украине

На прошлой неделе в парламенте был зарегистрирован законопроект “О кредитных рейтингах и деятельности рейтинговых агентств”. По мнению его авторов, рейтинговые агентства в Украине нужно привести в соответствие с мировыми стандартами. Среди предложенных инициатив: Национальное рейтинговое агентство осуществляет определения кредитных рейтингов по Национальной рейтинговой шкале, а эта шкала, а также ее разделение на уровни кредитных рейтингов и группы уровней, утверждается Кабмином.

По словам Станислава, рынок ждал закона со стороны Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР), ведь в прошлом году довольно активно обсуждалась концепция такого законопроекта. Но он пришел с другой стороны.

“Я думаю, что рынку не хватало ясности с точки зрения того, как должны работать рейтинговые агентства, какую должны нести ответственность и как системно должны применяться рейтинги в разных сегментах финансового рынка”, – отмечает он.

Что касается того, правильно ли то, что регулятором рынка рейтинговых агентств в Украине является НКЦБФР, то это, по словам Станислава, распространенная практика. В частности, в США, откуда родом рейтинговые агентства – там также Комиссия по ценным бумагам регулирует их действия. В Европе все обстоит несколько иначе: недавно возникли новые органы, которые регулируют финансовые действия в рамках Евросоюза. А за деятельность РА отвечает так называемая ESMA.

“В новом законопроекте предлагается разделить ответственность между регуляторами: не только НКЦБФР будет отвечать за общие подходы, а и другие регуляторы, в частности, Национальный банк, также будут иметь право устанавливать правила для РА, если их действия будут разворачиваться в “подшефных” регуляторам сферах”, – отмечает Дубко.

Еще один важный плюс – становится более прозрачной система отбора и признания РА. До сих пор это происходило в рамках конкурса, который проводила НКЦБФР. Многие критиковали эту процедуру за недостаточную прозрачность. Сейчас законопроект очень четко выписывает, какие требования существуют для РА, и вход для новых игроков становится более открытым. Хотя большого числа заявок не ожидается – рынок и так достаточно наполнен.

Олексевич Мария http://finance.ua/

Читать акже:

Мировая экономика ходит по замкнутому кругу. Saxo Bank.

Три основных риска частного инвестора

Гипотеза эффективности рынков

 

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua