Арт-инвестиции в современное украинское искусство
13.09.2013

ImageОтечественным коллекционерам самое время присмотреться к украинским современным художникам внимательнее. Их произведения уже можно назвать полноценным объектом инвестирования, цены на них стабильно растут, формируется пул имен – «голубых фишек».

 «По достижениям мы отстаем, а по уровню искусства – нет», – говорит о себе и своих коллегах украинский художник Анатолий Криволап, как сообщает Журнал «Деньги», номер от 15 августа 2013 года уже в продаже. Уровень отечественных живописцев и графиков специалисты оценили еще несколько десятилетий назад, работы современных украинских авторов – давно уже не редкость в европейских музеях контемпорари арт (современного искусства).

А вот заметные даже далекой от искусства аудитории достижения появились всего пару лет назад. Сначала в 2008 году картина Ильи Чичкана «Оно» была продана за рекордные для украинского современного искусства 73 500 долл. на лондонских торгах Phillips de Pury & Company. Затем в 2009 году снова на Phillips новый рекорд установило полотно «Прощай, Караваджо!» Александра Ройтбурда. Картина ушла с молотка за 97 тыс. долл. Сейчас статус самого дорогого отечественного современного художника перешел к Криволапу. В 2011-м его картина «Конь. Ночь» была продана на Phillips за 124 400. долл. Самый свежий рекорд – также на счету Криволапа. Его полотно «Конь. Вечер» было продано 28 июня 2013 года на торгах Phillips в Лондоне за 186 200.

На следующий уровень украинское современное искусство обещает вывести Олег Тистол. После успешной продажи его картины «Раскраска» на аукционе в апреле 2013 года руководство Phillips отобрало одну из его работ для вечерних торгов в октябре. «А это уже совсем по-взрослому, там выставляют самое важное и ценное, это попадание украинского автора в обойму очень серьёзных художников», – объяснял Тистол после того, как узнал о своем успехе.

Впрочем, в мировой контекст украинское искусство вписывалось всегда, отмечают эксперты. «Рожденное в Украине искусство, во всяком случае, на постсоветском пространстве, тренды зачастую производит, а не только им соответствует – от Олега Кулика и Арсена Савадова на заре 90-х до группы Р.Э.П. 10 лет назад», – отмечает арт-критик и совладелец Doroshenko Gryshchenko Clinic Константин Дорошенко. «Часть молодых художников сознательно создают «экспортное» искусство, например, популярное на Западе социально-критическое искусство», – добавляет Оксана Баршинова, заведующая отделом искусства ХХ – начала ХХI века Национального художественного музея Украины.

Рост цен привлекает все новых и новых инвесторов и коллекционеров: «Украинский арт-рынок в ценах вырос гораздо в большее количество раз с 1991 года, чем украинский фондовый рынок с того же момента, – говорит Михаил Кухар, издатель художественного каталога «Современное искусство Украины периода Независимости:100 имен». – В Украине в 1991 году не было современных художников, которые стоили бы больше 100–300 долларов за работу. Вообще не было ни одного имени, чья работа стоила бы больше ста долларов. Вот мы живем 20 лет спустя, в том же городе, в той же стране, и имеем минимум 10 художников, которые даже родному брату дешевле, чем за 25 тысяч долларов, работу свою не продадут».

Правила сбора

На мировом арт-рынке сегодня существует две главные тенденции в коллекционировании. Первый тренд: постоянно растет интерес к современному искусству. В том числе и потому, что произведения старых мастеров и классиков музейного уровня чаще всего уже находятся в музеях и частных собраниях. Найти качественное «старое» полотно за адекватную цену с каждым годом все сложнее. В то время как на рынке современного искусства постоянно появляются новинки, да и динамика роста цен в этом сегменте выше.

Вторая тенденция в коллекционировании – покупка работ художников своей страны. «Китайцы коллекционируют китайское искусство, британцы – британское, а уже потом – яркое зарубежное», – приводит пример Дорошенко. Такой подход разогревает цены сначала на внутреннем рынке, а затем привлекает внимание к произведениям уже и на внешнем.

Так картины определенного автора или школы превращаются в объект инвестирования. К примеру, полотна Александра Ройтбурда еще 10–15 лет назад можно было купить за несколько сотен долларов. Сегодня стоимость его крупных картин перевалила за сотню тысяч. Не в последнюю очередь благодаря аукционным продажам, ведь появление произведения в числе лотов Christie’s, Sotheby’s, Bonhams и Phillips – это своеобразный знак качества.

Кроме продаж на аукционах, эксперты советуют коллекционерам обращать внимание на экспозиции крупных выставок вроде Венецианской биеннале или Арт-Базеля, а также на музейные собрания, ведь в них попадают работы только тех художников, которые уже вписали свои имена в мировую историю искусства. Кроме Криволапа, Тистола и Ройтбурда, среди отечественных авторов такими уже являются, к примеру, Арсен Савадов, Павел Маков, Василий Цаголов, Александр Гнилицкий. Продолжить список начинающему коллекционеру помогут галеристы и искусствоведы.

Впрочем, гораздо интереснее для коллекционера открывать для себя молодых художников, считает Оксана Баршинова. Риск ошибиться здесь выше, однако и азарта больше. Вдобавок цены на работы гораздо ниже и растут они быстрее, чем у заслуженных мастеров. Тем более что ориентиры все же есть – шорт-листы престижных конкурсов, их для молодых художников в Украине проводится все больше, а также сборные выставки, арт-фестивали. Да и имена, к которым стоит присмотреться, тоже известны. «Из молодых я рекомендовал бы APL 315, Никиту Шаленного, Владимира Кузнецова, Гамлета Зиньковского, – советует Константин Дорошенко. – И, конечно, Давида Чичкана. Анархистский активист, он пишет мало работ, но они стали настоящим открытием для критики, в первую очередь – российской, после выставки "АУТ: Сны наяву". И были раскуплены все», –.добавляет арт-критик.

Михаил Кухар и вовсе считает резонным формировать классический инвестиционный портфель из работ современных художников: «Нет надобности сегодня гадать, что покупать. Мы находимся на этапе коррекции рынка. Голубые фишки уже известны, они еще не до конца восстановили свою стоимость, более того – совершенно очевидно, что благодаря выходу украинского современного искусства на Сотбис цены будут расти. В ТОП-10 известных имен сейчас можно вкладывать, грубо говоря, как в акции Газпрома в 1993 году. При удачной покупке ТОП-5, за три-четыре года можно удвоить свои инвестиции».

Хотя покупать произведения искусства исключительно ради инвестирования все же не стоит. Коллекция, в первую очередь, должна приносить удовольствие владельцу. Поэтому совершенно не обязательно собирать свою личную коллекцию как реестр обязательных авторов. Ведь самые интересные частные собрания – это всегда разумный баланс между мнением экспертов и личным вкусом владельца.

Юлия Куприна Деньги

Читать также:

Рискованный соблазн. Интервью Андрея Мовчана о инвестициях в предметы искусства

Учимся вкладывать в искусство

Антиквариат

Покупка монет на аукционе – выгодная инвестиция

Сколько стоит старинная книга?

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua