Уроки выживания для банковской системы
Банки - Банки
26.11.2014

ImageКогда в 2010 году сдавалось Внешнее независимое оценивание, некоторым выпускникам после сдачи экзамена, на выходе из класса выдавали значки “Я пережил ЗНО-2010”, как знамение, что все самое страшное уже позади. По итогам этого года, похожие значки с надписью “Я пережил 2014 год” могут одеть на себя главы финучреждений, которые доживут до конца кризиса.

С начала года по 1 октября банки Украины понесли огромные убытки — 10,6 млрд грн, большая часть которых была получена в сентябре, когда финучреждения ушли в минус на 5 млрд. грн. За аналогичный период предыдущего года система показывала прибыль на уровне 1,73 млрд грн.

Наибольшие убытки показал государственный Укрэксимбанк, который потерял в третьем квартале 3,9 млрд грн. С начала года ни один банк в Украине не ушел в такой минус. При этом в третьем квартале банку пришлось пойти также на самые внушительные по системе отчисления в резервы под обесценившиеся кредиты — на уровне 9 млрд грн. Это тоже рекордная сумма для 2014 года.

“В третьем квартале 2014 года Укрэксимбанк, реагируя на системные риски в
экономике Украины, консервативно подошел к формированию резервов, что повлекло их рост до уровня, который отражает текущую ситуацию в экономике страны и банковском секторе, — комментируют в банке рост отчислений в резервы. — Поскольку сформированные резервы увеличивают статью расходов, финансовый результат банка в третьем квартале 2014 года стал отрицательным”.

При этом, портфель кредитов, отнесенных к пятой категории качества, то есть 100% невозвратные, достигла по итогам квартала 18 млрд грн, при том, что в целом кредитный портфель банка достигал 51 млрд грн.

На втором месте по убыткам UniCreditBank — минус 1,547 млрд грн, на третьем — Актив-Банк (-1,541 млрд грн).

Наибольшую прибыль на 1 октября показали банки с иностранным капиталом: Ситибанк (1,1 млрд грн), Проминвестбанк (1 млрд грн) и ВТБ Банк (745 млн грн). На четвертом месте оказался государственный Ощадбанк — с прибылью 550 млн и ПриватБанк с результатом 426 млн грн.

Причины падения финансового сектора известны: девальвация гривни, отток депозитов и ухудшение кредитного портфеля заемщиков, на фоне нестабильной политической ситуации с войной на Востоке и аннексией Крыма.

При этом, на конец третьего квартала доллар в Украине стоил 11,29 грн, то есть к этому моменту гривня девальвировала на 42,9%. При этом, объемы торгов на межбанке редко когда доходили хотя бы до полумиллиарда долларов.

За девять месяцев неплатежеспособными были признаны 26 банков, среди которых такие крупные финучреждения, как Брокбизнесбанк и “Форум”. Частично, такое количество рухнувших финструктур объясняется решением Нацбанка о признании неплатежеспособными в том числе и тех банков, которые были уличены в отмывании средств — была введена временная администрация в Мелиор, Интеркредитбанк, Аксиома, Грин банк и Прайм-Банк.

В целом, на выплаты вкладчикам неплатежеспособных банков, Фонду гарантирования понадобится больше 16 млрд грн. Частично для выплаты этой суммы Фонду потребуется помощь государства, частично Фонд хочет покрыть затраты за счет недобросовестных акционеров и руководителей. Свои денег не хватит — на первое ноября средства Фонда составляли 10,8 млрд грн.

Массовый отток депозитов также стал причиной проблем банковской системы. С начала года депозитный портфель банков в гривне похудел на 7,8% или на 31,7 млрд грн до 389,5 млрд грн, депозиты в иностранной валюте уменьшились на 21,9% или на $6,6 млрд до $24 млрд.

Характерно, что депозиты из банков в основном забирало население, но не забирал бизнес. По сравнению с началом года гривневые счета юрлиц выросли на 13,7 млрд грн, а валютные — на $1,1 млрд. В тоже время, счета физлиц похудели на 45,4 млрд грн и $7,7 млрд.

Так было не все время. Если посмотреть на эти показатели в динамике, видно, что по апрель компании и физлица изымали средства со счетов, но уже в мае, депозитный портфель юрлиц пошел в рост на 2,3%. В июне компании вновь разочаровались в системе и снова забирали валюту из банков, но вот население наоборот, понесло средства на счета, и таким образом, за шестой месяц депозиты юрлиц снизились на 4%, а физлиц выросли на 3,3%. Все оставшиеся месяцы население продолжало забирать средства, а компании, напротив, наращивать портфель.

Депозиты перетекали в наличность вне банков, а также в банковские ячейки. Как неоднократно отмечал глава Ощадбанка Андрей Пышный, занятость банковских ячеек с начала года выросла до 80% по сравнению с 30% на начало года.

Кроме того, только в сентябре украинцы купили валюты почти в два раза больше, чем продали: при проданном количестве валюты населением на уровне $276,2 млн, объем купил составил $540,8 млн.

Хотя с начала года динамика обратная — валюты за девять месяцев население купило $4,4 млрд, а продало банкам $5 млрд.

Кредитный портфель банков за девять месяцев увеличился почти на 82 млрд грн, в основном за счет переоценки валютных займов: если в долларовом эквиваленте объем валютных кредитов сократился до 33,9 млрд с 38,5 млрд, то при пересчете в гривню он увеличился с 308 млрд грн до 439 млрд грн, то есть на 42,5%.

Банкиры отмечают, что в целом, по сравнению с прошлым годом, спрос на кредитование уменьшился в 2-3 раза, учитывая потерю рынков Крыма и Донбасса.

По словам Аллы Биниашвили, члена правления “ОТП Банк”, курирующей корпоративный бизнес, за кредитами сейчас приходят те, кто еще “дышит”: предприятия аграрной отрасли, пищевой промышленности, торговли. Она подчеркнула, что в целом активизации на рынке кредитования юрлиц не наблюдается, скорее наоборот, объемы падают, поскольку ни политическая, ни экономическая ситуация в стране этому не способствуют.

“Падение в мае-июне может быть связано с сезонностью, в это время гасятся лимиты агрокомпаний из выручки урожая прошлого года. В то же время традиционно, начиная с июля, стартует торговля новым урожаем, с сентября загружаются лимиты на закупку семечки маслоперерабатывающими предприятиями, поэтому до конца года портфели юрлиц будут и дальше расти”, — прогнозирует Биниашвили.

В тоже время, нужно понимать, что этот рост сезонный, а общего роста спроса на кредитные средства со стороны компаний не предвидится. “В условиях падения ВВП и нестабильности, клиентам не нужно увеличения оборотных средств, не говоря об отсутствии желания инвестировать в расширение производства или новые проекты”, — считает банкир.

Стремительная девальвация нацвалюты нашла свое отражение в ухудшении качества кредитного портфеля. Если на начало года доля проблемных кредитов в целом по системе составляла 7,7%, то на 1 октября — 11,5%, почти достигнув рекордного показателя (12%). Такого объема плохих кредитов банки до этого достигали только один раз, через некоторое время после начала финансового кризиса, в конце 2010 года.

В отдельных банка ситуация еще хуже. Например, доля проблемных активов в портфеле банка ПУМБ за девять месяцев выросла с 14,3% до 18,9%. Это при том, что как рассказывал в интервью Delo.UA глава банка Сергей Черненко, при выдаче кредитов в долларах, одним из требований банка было прохождение клиентом стресс-теста.

“Он должен был оставаться в рамках нашей кредитной политики при девальвации с 8 гривень до 12, — объяснял банкир. — При этом мы считали, что у него могут произойти падение продаж и EBITDA на 25%. Таким образом, нагрузка на EBITDA шла с двух направлений. Первое: это в силу того, что расходы на процент увеличиваются, так как девальвация автоматически увеличивает их гривневый эквивалент. И второе — сама по себе EBITDA падала на 25%. Максимальный долг не должен превышать EBITDA более чем в 3 раза, а проценты в EBITDA — составлять не больше 40%”.

Проблемы с контролем курса и количества валюты в системе привели к тому, что весь этот период Национальный банк метался в поисках рыночных и не очень методов стабилизации ситуации. Среди прочего, менялись нормы продажи валютной выручки, условий заключения сделок на межбанке, вводились, потом частично отменялись ограничения по продаже валюты импортерам, а также пересматривались ограничения валютного кредитования и выдачи наличных.

Чтобы обезопасить себя на случай ужесточения нормативов и быть в состоянии выплачивать вкладчикам средства, банки начали накапливать на корреспондентских счетах значительные суммы. Начиная с сентября объемы накопленных средств на корсчетах редко когда опускались ниже 31 млрд грн, а в определенные дни доходили до 40 млрд грн.

Что дальше?

Многие банкиры в ответ на этот вопрос говорят, что рассчитывают отыграть в следующем году потери 2014 года, и надеются на прирост хотя бы на уровне 5-10%.

Один из ключевых факторов падения финансовой системы Украины — девальвация гривни, которую нам нечем поддержать, так как валюта не заходит в страну. Однако последнюю неделю НБУ демонстрирует успехи в поддержке курса нацвалюты. После октябрьского удержания его на уровне 12,95 грн/$, когда весь спрос на валюту удовлетворялся целевыми аукционами регулятора, НБУ снова отпустил гривню. Достигнув 11 ноября максимума на уровне 15,77 грн/$, курс повернул обратно и обещает составить меньше 15 грн.

Стабилизация курса дала бы передышку системе и успокоила население, однако по словам Дмитрия Сологуба, главного аналитика Райффайзен Банка Аваль, в последнее время банк вообще перестал делать прогнозы курса, так как тот стал непредсказуемым, и лишь от внешних факторов зависит, будет доллар в Украине стоить 20 гривень, или 12.

На этом, в конце концов, сходятся все эксперты — от того, войдут в нашу страну иностранные войска или нет, а также скорости урегулирования кризиса на Донбассе и принятия необходимых реформ в финсекторе, зависит судьба курса доллара в Украине.

Однако Нацбанк продолжает мыслить глобально. Владислав Рашкован, член правления НБУ, отмечал, что одними из целей Нацбанка является уменьшение рынка наличной валюты и перевод расчетов в безналичный формат.

“В Норвегии чтобы уменьшить роль наличности, было сделано очень много, — вспоминает Рашкован, — они уменьшили стоимость межбанковских операций, значительно увеличили стоимость наличных операций, и мы будем делать так же”. Кроме того, центробанк намерен снизить уровень долларизации украинской экономики. Но главное — украинцам нужно перестать ориентироваться на обменный курс доллара.

Валерия Давыдова http://www.delo.ua/

Читать также:

НБУ признал неплатежеспособным "Грин Банк", он обналичил 20 млрд

Фактор риска: крупные банки угрожают экономической стабильности

Как один русский разорил два прибалтийских банка

Банковская система Швейцарии

"Дельта Банк" Николая Лагуна

 
< Пред.   След. >
2007-2022 © Дєньга. Інформаційний ресурс Дєньга має допомогти Вам досягнути матеріального достатку. Матеріали сайту розкривають тематики: Інвестиції(у тому числі в Нерухомість, Золото, Цінні папери), Банки, Створення власного бізнесу, Кар'єрне зростання, Освіта. Редакція не несе відповідальності за достовірність інформації, опублікованої в рекламних матеріалах.
Використання матеріалів Дєньга дозволено тільки при наявності активного посилання на головну сторінку порталу www.denga.com.ua