IPO (первичное публичное размещение) выпуск акций для их дальнейшей публичной продажи инвесторам.
IPO может происходить на фондовой бирже (как локальной так и иностранной), или вне биржевого рынка — среди инвестиционных фондов. В классическом понимании IPO является размещением акций компании на фондовой бирже с внесением их в список акций, котирующихся на данной бирже (листинг). Покупателями могут быть любые физические и юридические лица.
Размещение акций на фондовой бирже является инструментом финансирования дальнейшего развития компании, который открывает путь к более дешевым источникам капитала. В отличии от кредитования, продавая акции, компания не принимает на себя дополнительных обязательств, а также не сталкивается с необходимостью выплачивать начисляемые периодически проценты, как это происходит после эмиссии облигаций. К тому же, объем средств, привлеченных за счет IPO — обычно гораздо больше, чем суммы, полученные от кредитов либо облигаций, а включение ценных бумаг компании в список акций, котирующихся на всемирно известных фондовых площадках, значительно повышает статус компании.
Приняв решение об IPO, компания должна быть готова к соблюдению множества бюрократических процедур и не менее многочисленных правил. Публичные компании должны регулярно обнародовать информацию о своих финансовых показателях и собственниках, которые владеют более 5% компании. Также, учитывая тот факт, что акции компании может приобрести любой желающий, в будущем это может привести к корпоративным конфликтам. Впрочем, собственники, которые панически боятся корпоративных конфликтов, а, следовательно — не собираются расставаться с более чем 10% пакетом акций, могут и вовсе забыть об IPO. На развитых рынках принято размещать крупные пакеты акций — порой до 50%. Кроме того, IPO на иностранной бирже характеризуется высокой стоимостью и большими сроками подготовки, именно по этой причине мало кто из потенциальных отечественных эмитентов рассматривает западные биржи в качестве площадки для своего первого размещения.
Для подготовки и проведения IPO компании понадобится андеррайтер (лид-менеджер), компания, координирующая весь проект, а именно разработку плана проекта и схему IPO, проведение роуд-шоу (road show), осуществление подписки, взаимодействие и инвесторами, биржами, Комиссией по Ценным Бумагам и Фондовому Рынку и прочими организациями. Также для организации и проведения IPO понадобится юридическая компания с опытом в данной сфере, которая будет осуществлять полное юридическое сопровождение проекта, принимать участие в проведении due diligence (детальный анализ компании), готовить все юридические документы по сделке (проспект эмиссии, информационный меморандум), разрабатывать схему IPO, давать юридические заключения. Аудиторская фирма, в свою очередь, содействует в подготовке и заверяет отчетность по Международным Стандартам Финансовой Отчетности, проводит независимый анализ проспекта эмиссии и т.д. PR-агентство необходимо для взаимодействия с зарубежными и локальными СМИ, с целью повышения авторитета компании и создания интереса вокруг размещения.
Условно процесс IPO можно разделить на следующие этапы: Период Действия
Этап 1: До размещения Средний срок между принятием решения о возможном первичном размещении и началом биржевых торгов составляет около трех лет.
В течение минимум 3–4 года до размещения Формирование кредитной истории: использование инструментов кредитов, вексельных и облигационных займов; выполнение кредитных обязательств
За 2–3 года до размещения Осуществление перехода систем отчетности на международные стандарты (на US GAAP или IAS (МСФО))
Более чем за 1 год до размещения Оценка альтернативных IPO источников финансирования с точки зрения стратегических целей компании и собственников
Более чем за 1 год до размещения Выбор андеррайтера и с его помощью: определение параметров размещения: объёма размещения, цены акций (и справедливой стоимости пакета в целом), площадки, структуры сделки, структуры инвесторов разработка плана проекта
Более чем за 1 год до размещения Реализация «премаркетинга»: сбор мнений инвесторов и инвестиционных аналитиков относительно критериев оценки компаний такого же типа, такой же отрасли, такой же страны на выбранном типе площадки целевыми инвесторами
Более чем за 1 год до размещения Принятие советом директоров решения о выпуске (или дополнительном выпуске) акций. Подготовка и публикация протокола заседания совета директоров
Более чем за 1 год до размещения Формирование проектной команды, выбор партнёров: финансового консультанта для создания инвестиционного ядра юридического консультанта для формирования прозрачной юридической структуры компании аудитора для заверения финансовой отчётности компании по украинским стандартам и стандартам МСФО консультанта по маркетингу для определения информационной политики компании, организация IR (отношения с инвесторами) и PR политик. независимых директоров (часто — иностранных граждан) и их ввода в состав совета директоров компании аудитора корпоративного управления для определения позиции рейтинга корпоративного управления
Реализация с их помощью подготовительных мероприятий
За 11–12 месяцев до размещения Подготовка решения о выпуске проспекта ценных бумаг. Утверждение решения о выпуске проспекта ценных бумаг
За 11 месяцев и более до размещения Подготовка аналитических отчётов (длительность 6 месяцев) о: отрасли и рынке, показателях деятельности компании, стратегии компании, менеджменте компании
За 10 месяцев до размещения Проведение due — diligence (разносторонний анализ состояния компании) юридическим консультантом, аудитором, финансовым консультантом, банком–адеррайтером
За 5 месяцев до размещения Подготовка проспекта по результатам due — diligence
За 5 месяцев до размещения Обновление оценки стоимости размещаемого пакета (по результатам due–diligence и оценки конъюнктуры рынка)
За 5 месяцев до размещения Раскрытие информации о компании среди широкого круга инвесторов
За 3 месяца до размещения Определение диапазона цены
За 0,5 — 1,5 месяц до размещения Выпуск предварительного проспекта. Проведение независимого анализа проспекта эмиссии аудитором
За 1–2 месяца до размещения Организация ознакомительного road-show (серия встреч с потенциальными инвесторами и аналитиками в ключевых городах мира)
За неделю до размещения Выпуск окончательного проспекта. Проведение независимого анализа проспекта аудитором
Этап 2: Размещение
Размещение акций на бирже
Этап 3: После размещения
Регулярная работа с инвесторами, подготовка и публикации регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта (профиля инвестора), раскрытие существенных фактов из жизни компании, выпуск аналитических отчетов, организация и проведение выступлений топ–менеджмента компании на международных форумах и дискуссионных площадках, организация встреч топ–менеджеров с крупными инвесторами или фонд–менеджерами, организация пресс–сопровождения деятельности компании.
Повторное размещение Статьи на сайте по теме: Раздел: Ценные Бумаги
Смотри также в словаре: Акция Андеррайтинг Брокер Частное размещение (private placement) Ссылки по теме: Закон Украины "Про государственное регулирование рынка ценных бумаг в Украине", от 30.10.1996, №448/96-ВР Закон Украины "Про инвестиционную деятельность", от 18.09.1991, № 1560-ХII, ВР Украины Закон Украины "Про ценные бумаги и фондовый рынок", от 23.02.2006, № 3480-IV, ВР Украины Первая Фондовая Торговая Система (ПФТС) Украинская Фондовая Биржа
Словари офлайн: Финансовый словарь. Благодатин А.А., Лозовский Л.Ш. Большой экономический словарь. Под ред. Азрилияна А.Н. 7-е издание Экономический словарь. Багудина Е.Г., Буздалов И.Н., Большаков А.К Англо-русский словарь. Банки. Биржи. Бухгалтерский учет. Около 60000 терминов. Жданова, Скворцова |